[<10>] ====== Толкования на Пс. 73:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** **Помяни сонм Твой, егоже стяжал ecи исперва,** ради Авраама, Исаака и Иакова. **Избавил ecи жезлом достояние** Твое. Вообще: **помяни достояние Твое,** которое **ты искупил жезлом,** то есть достояние, уготованное для царства. Посему и сказано им: вы будете Мне из всех народов //род избран, царское священие// ([[new:1pet:02:09|1 Петр. 2:9]]). **Гора Сион сия, в нейже вселился еcи**, потому что Бог являлся в Божественном храме. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** **«Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва».** Издревле и от начала назывался Ты нашим Богом, а мы именовались народом Твоим, Владыка. **«Избавил еси жезл достояния Твоего».** Твоею воспользовавшись помощию, избавились мы от египетскаго рабства. Достоянием же (κληρονομία) назвал их и блаженный Моисей. Ибо говорит: //«и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия»// (κληρονομία) //«Его Исраиль»// ([[old:vtor:32:09|Втор. 32:9]]). А жезлом Пророк наименовал царский скиптр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству. Так и в сорок четвертом псалме царский скиптр назвал жезлом. Ибо сказал: //«жезл правости, жезл царствия Твоего»// ([[old:ps:044:07|Пс. 44:7]]). **«Гора Сион сия, в ней же вселился еси».** Освободив же нас от египетскаго рабства, ввел Ты в землю обетованную отцам, и освятил Себе гору Сион, чтобы, как в некоем царском чертоге обитая на ней, править народом Твоим. И сие предсказано было, когда не был еще построен храм в Иерусалиме; потому что после Давида и Асафа создал его Соломон. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** **Помяни сонм Твой, егоже стяжал ecи исперва** Как в [[old:ps:013:start|13]]-м псалме сказал, так и здесь говорит: вспомни нас, которые составляем сонм Твой; ибо Ты собрал нас из расточения по местам и тамошнего рабства. Хорошо говорит: Ты стяжал; потому что как стяжания всегда соединены с трудами, так и Бог посредством великих чудес освободил от владычества египтян. Там же присовокупил и выражение: в начале, для различия от собрания из язычников. **Избавил ecи жезл достояния Твоего** Здесь подразумевается прежнее: вспомни; а жезлом называет царство, как и везде жезлом именует скипетр. Вспомни, говорит, нас, которых Ты освободил от бедствий и сделал нас своим царством и наследием. **Гору Сион сию, в ней же вселился ecи** Это говорит потому, что Бог является в божественном храме. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия [жезл достояния твоего, гору Сион сию], в нейже вселился еси** Нарицают себя стяжанием Божиим не по своей заслуге, но по милости усыновления. Употребляя слово: **исперва**, показывают, что не ныне находятся под владычеством Бога, но суть древнее стяжание Его, суть людие Божии с того самаго времени, как учинил Он нерушимый завет со Авраамом, отцем их. К сему присовокупляет глагол избавления или искупления, которым утверждено было усыновление: ибо не единым словом, но и самым делом Бог удостоверил их в том. Сии благодеяния Божии берут себе в предлог упования и припоминают Богу, яко виновнику оных, дабы не оставил дела Своего, которое толь дорого стоило Ему. Сими також будучи обнадежены, нарицают себя **жезлом достояния**, то есть, таким стяжанием, которое Бог как бы по разделу получил Себе. Ибо как Израильтяне не токмо вервие, но и жезлы употребляли при размерении и распределении полей, то верные, говоря сие, приспособляют слова к обычаю оному, так как бы Бог сокровенным предназначением благоволения Своего, аки некиим мерилом отделил Израиля пред прочими языками в собственное стяжание Свое. В последнем месте полагают храм, в котором Бог жить обещал, не потому, аки бы там заключено было существо Его, как мы негде о сем сказали, но потому, что был присущ силою благодати Своея, которую ближе сообщал верным. Теперь видим, откуду Израильский народ взял начало молитвы, а именно: от благодатнаго избрания Божия, от обетований и от богослужения, преданнаго ему. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** **Сонм, егоже стяжал еси**; изведением из Египта (бывшем в начальные времена истории евреев – **исперва**), законодательством на Синае, Израиль, сделавшийся народом самостоятельным, святым, отделенным от язычников, народом Божиим, стал собственностию Божиею, жребием Его из других народов, которым Он предоставил идти своим путем. **Жезл** – межевая сажень, которою отмеривается участок, потом в переносном значении – отмеренная часть, здесь: наследственный участок. **Избавил еси** – изведением из Египта. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Помяни сонм твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** //"Сонм"// - собрание людей, народ. //"Стяжал"// - приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. - //"Искупил в жезл достояния"//, точнее "искупил в колено достояния", т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси** **Сонм** значит: «собор, собрание, сходбище». Здесь под **сонмом** разумеется весь израильский народ, который Господь стяжал, избрал Себе в достояние **исперва**, т.е. «издревле», еще в лице патриархов Авраама, Исаака и Иакова, и не только избрал, но и усыновил [[old:vtor:14:01|(Втор. 14:1)]]. Изведением из Египта, законодательством на Синае Израиль, сделавшийся народом самостоятельным, народом Божиим, стал собственностью Божией, жребием Его, выделенным из других народов, которых Он предоставил самим себе, идти своим путем... **Жезл** – «межевая мера, сажень для измерения земли», а в переносном значении – «отмеренная часть, наследственный участок», который Бог стяжал, как бы по разделу получил Себе в достояние.** Гора Сион** – та самая гора, на которой стоял храм Иерусалимский, считавшийся местом особенного благодатного присутствия Божия. При виде опустошенной Иудеи и разрушенного Иерусалима и Храма, псалмопевец, удрученный тяжкой скорбью, умоляет Бога: зачем Ты так разгневался на нас, Господи? Вспомни милостью Своею по-прежнему народ Свой (**сонм Твой**), который есть Твое старинное достояние и который Ты избавил от рабства египетского **жезлом достояния Твоего**, вспомни святую гору Сион, на которой поселился и жительствовал Ты и из которой исходили все милости и благодеяния Твои на нас. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]