[<10>] ====== Толкования на Пс. 73:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца** **Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе**. Назвав врагов зверями, продолжает побуждать к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторое прощение своим исповеданием. Умоляет же, чтобы не погиб таким же образом и Израиль. Прошение это и было исполнено, потому что многие тысячи из распинавших уверовали и спаслись. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца** **Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе** Не просто о всех умоляеть пророческое слово, но просить благ исповедающим Божественное имя. Зверями же называет жестокость врагов. **Душ убогих Твоих не забуди до конца** Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: //«блажени нищии духом; яко тех есть Царствие небесное»// [[new:mf:05:02|(Мф.5:2)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца** **Не предаждь зверем душу, исповедающуюся, Тебе** Давид, предвидя имевшее постигнуть иудеев истребление, молится, чтоб они не были преданы римлянам, которых, по словам Феодорита, называет зверями по причине жестокости и бесчеловечия их. А душею называет целого человека, как частью целое, как мы говорили неоднократно. Назвал ее исповедающеюся, вместо: благодарящею Тебе. Слова //Оригена//: Чувственные звери едят тела, а другие (мысленные) — души. Сколь часто мысленный лев схватывал ноги твои и тащил, желая влечь вон из церкви! Коликократно занимал слух ума твоего некоторым сладким учением и словами чуждыми церкви! Но пришедший добрый пастырь, исторгнул ноги твои от невидимого зверя, и край уха твоего из уст Его. Другой говорит: Мысль Давида есть следующая: согрешили некоторые и сделались достойными предания зверям; но не попустил Господь по грехам их потому, что они исповедуются Тебе. И так, кто из нас согрешил, за что имеет быть предан зверям, тот пусть исповедуется во-первых Богу, а потом и церковным врачам—добрым епископам и избранным пресвитерам. **Душ убогих Твоих не забуди до конца** Сказал околично: душ убогих Твоих, вместо: убогих Твоих. Или так изъяснился из сожаления об них, где убогими называет тех же иудеев, как имевших подвергнуться великой скудости в жизненных потребностях по причине заграждения вокруг входа в Иерусалим римлянами. //Оригена//: Не все нищие—Божии, но те, которые говорят: вот мы оставили все и последовали за Тобою; которые отвергли богатство злое, которые—нищи духом. //Феодорита//: Нищие суть смиренномудрые; блаженны, говорит, нищие духом, ибо их есть царство небесное. //Исихий// в переносном изъяснении сих слов говорит: Нищими называет грешников, не имеющих никакого богатства праведности и промотавших все отечественное имение. В отношении к таковым-то справедливо долготерпеливый Бог почитается забывшим их, отлагая наказание их. //Феодор// о нищих говорит согласно с Феодоритом. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 19-20 **Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца. Призри на завет твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий** Пророк употребляет здесь весьма приличное подобие, сравнивая **душу** безсильныя и робкия горлицы, сиречь церкви, с сильным и лютым **зверем**, каков был Антиох, или Навуходоносор, и воинство их. Верные Израильтяне хотя и составляли некоторое число, но зело не равносильны были врагам своим. Сего ради присовокупляет: **душ убогих Твоих не забуди до конца**, противополагая безчисленные полки врагов малому числу избранных и моляся Богу, дабы сохранил и защитил малое стадо Свое. А дабы лучше преклонить Бога на милость, упоминает о завете, к которому обыкновенно прибегали верные в случае величайших бедствий, яко к некоему священному якорю: понеже Бог обещал им быть вместо Отца. Таким образом от лица верных глаголет: **призри на завет Твой**. Аки бы сказал: аще не благоволиши воззрети на нас, то по крайней мере воззри **на завет**, его же утвердил еси со отцы нашими, во еже быти Тебе нам в Бога, покровителя и защитника на **земле**, юже даровал еси нам. К сему присовокупляет, какая причина принуждает верных к таковой просьбе, показывая, что везде распространилось насилие, грабеж и убийство, так как бы все места превратили в разбойнические вертепы: **яко исполнишася помраченнии на земли домов беззакония**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца** Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям. "Горлицей" - народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца** Здесь псалмопевец умоляет Бога, чтобы Он не предал израильтян во власть врагам, в порабощение тем жестоким халдеям, которые беспощадно разрушили Иерусалим и опустошили всю землю их, и которых за их жестокость называет здесь **зверями**: хотя народ наш, как бы так говорит он, прогневал Тебя беззакониями и грехами своими, но в среде сего народа есть души верующие, **исповедающие** святое имя Твое. Таких душ остается немного, и они страшно угнетены (**убоги**), притеснены врагом, который угрожает им конечной гибелью, истребить их до конца. Но Ты, милостивый Боже, не предай этим зверям душу верующую, признающую Тебя, **не забудь** окончательно (**до конца**) **душ убогих**, угнетенных рабов Твоих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]