[<10>] ====== Толкования на Пс. 73:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день** **Возстани Боже, суди прю Твою.** Умоляет Бога восстать для наказания обольстивших народ Его. **Помяни поношение Твое.** Снова призывает Бога умилосердиться, потому что поносят Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Востани Боже, суди прю Твою; помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день** Весьма прилично Пророк переменил местоимение. Не сказал: «прю мою», но говорит: //«прю Твою»//; то есть я законно потерпел это, а они отважились на многия хулы против Тебя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день** **Востани, Боже, суди прю Твою** Распря и суд, говорит, составились между Тобою, Господи, и врагами Твоими—римлянами, по причине ругательства и бесчестия, которые сделали Тебе. Ибо не довольно для них было того неистовства, которое показали против Твоего народа, но сверх того они злословили и Тебя, Боже, называя Тебя, по словам //Евсевия//, бессильным. Или можно понимать иначе, что распря и суд народа Твоего суть Твои, почему и прекрати их наказанием врагов Твоих. Поелику Спаситель принял смерть за меня, то посему пророчество говорит: востани. Ибо если бы Он не умер и не воскрес, то невозможно было бы рассудить распрю людей, как изъясняет Апостол: ибо Христос для того и умер и воскрес, чтоб господствовать над умершими и над живущими. **Помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день** Безумным называет царя Тита и каждого римского воина. Вспомни, говорит, Господи, о поношении, которое делали Тебе всегда безумные римляне, как сказал и выше о том же: доколе, Боже, поносит враг. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 22-23 **Востани, Боже, суди прю твою: помяни поношение твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник твоих: гордыня ненавидящих тя взыде выну [да восходитъ выну к тебе]** Здесь паки верные просят, дабы Господь возсел на судилищный престол. Ибо глагол: **востани** – означает то, когда Бог, по долговременном терпении, приступает к делу и самою вещию показывает, что Он правосуден. А дабы Господь милостивее принял сие прошение их, то молят Его, яко защитника прав Своих, глаголя: **суди прю Твою**. Аки бы сказали: Господи, понеже здесь страждет честь **Твоя** и дело касается Тебя Самого, того ради не закосни, но скоро **востани**, и с**уди прю Твою**: буди Сам ходатай в таком деле, которое касается величества Твоего. А каким образом дело сие касается Самого Бога, доказывают тем, что безумные надменно поносят имя Его и оному ругаются. Великость злодеяния увеличивают следующим обстоятельством, что враги не чрез един токмо день поругалися Ему, но злоречие свое непрестанно изблевывают, продолжая на всяк день смеяться; сего ради заключает, дабы Бог не забыл таковыя дерзости. Хотя же враги не явно дерзали творить сие, но понеже внутренно ненавидели Бога, сего ради Пророк глаголет, что они на подобие баснословных гигантов надменно востают против Бога, и что гордыня их возносится до неба без меры и без конца: **гордыня ненавидящих Тя взыде выну**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 22–23 **Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну** Еще один, и теперь уже последний, способ для привлечения милости Божией и для возбуждения Бога к восстанию на врагов употребляет псалмопевец. Как и прежде [[old:ps:073:03|(ст. 3-4)]], он говорит, что враги народа израильского не столько враги его, сколько враги Самого Бога: ненавидящие Его и в безумной гордости своей богохульствующие и поносящие святое имя Его. А потому, обращаясь молитвенно к Богу, он просит Его: восстань, Боже, и прояви могущество Твое и правду Твою против богохульных и гордых врагов, которые, опустошив землю нашу и разорив и осквернив святилище Твое, поносят и бесчестят Тебя и, таким образом, имеют дело не столько с нами, сколько с Самим Тобою; вспомни вседневное **поношение Твое от безумного** и рассуди тяжбу (**прю**) Твою с ним. Не забудь такой дерзости против Тебя, а по переводу с еврейского: «не забудь крика врагов Твоих: шум востающих против Тебя непрестанно поднимается». Согласно с сим последним переводом, в изречениях последних стихов заключается такой смысл: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день: гласы недругов Твоих не забуди, т.е. гласы, которые хулят Тебя, поносят Тебя в народе Твоем, вследствие чего гордыня ненавидящих Тя восходит **выну**, т.е. пока Ты откладываешь наказание, они все более и более укореняются в богохульстве. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]