[<10>] ====== Толкования на Пс. 74:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя** Лик Апостольский дает обет, освободившись от гонителей, повидать чудеса Божии. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, аз правоты возсужду** **«Исповемыся Тебе Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое».** И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: //«призовем имя Твое»//, означает; снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим. **«Повем вся чудеса Твоя». «Егда прииму время».** А //Акила// и //Симмах// переводят так: когда будет собрание; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: //«како воспоем песнь Господню на земли чуждей»// ([[old:ps:136:04|Пс.136:4]])? Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвещает на данные обеты и говорит; **«Аз правоты возсужду»**, то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя** **Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое** Мы, говорит, иудеи, освободившись от рабства, будем благодарить Тебя, Господи. Повторение речения: исповемыся, выражает напряжении удостоверенив благодарности. При том и имя Твое будем призывать, имя, бывшее в поношении у врагов Твоих. А я думаю, что сии слова относятся к тем, которые имели уверовать во Христа, над которыми наречено имя Христово, почему они и названы христианами. Слова //Евсевия//: Соответственно двоякому образу исповедания дважды употреблено речение: исповедываться, из коих одно означает исповедывание во грехах, а другое —благодарность за дарование им благ. //Оригена//: Поелику никто не может так призывать имя Господне, чтобы мог получить сказанное: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, если не отречется прежде от греха и не исповедается в греховных своих действиях: то посему церковь и требует исповедания. Итак, если и мы желаем оказаться в числе призывающих и вместе с ними спастись, то станем обвинять себя во грехе и совершенно оставим его. //Исихия//: Желая призвать Бога, мы должны приносить Ему двоякое исповедание словами и делами, словами в молитве, а делами в отступлении от того, в чем заключаем мы исповедание и раскаяние. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных. //Феодора//: Твоим именем, говорит, будем называться, вместо того, чтоб сказать: будем признавать Тебя Владыкою, благодетелем, заступником, соответственно тому, что мы получили, будучи наказываемы на пользу. Ибо свойственно людям получать наименования от господствующих над ними или благодетелей их, подобно тому, как и мы говорим: это раб, или домашний такого-то. **Повем вся чудеса Твоя** См. Толкование на [[old:ps:074:03#evfimij_zigaben|Пс. 74:3]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твои: повем вся чудеса твоя** Глас избранных людей **Божиих**, которые, имея лучшее понятие о Боге, нежели прочие народы, долг свой поставляют в том, чтоб хвалить, благодарить и прославлять Бога. Сего ради глаголют: **исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе.** Повторяют одно и то же дважды, дабы тем показать как усердный жар в пении похвал **Божиих**, так и убедить Бога к дальнейшему продолжению милостей, а чрез то возиметь случай к новому хвалению чудных дел Его. Кратко рещи, Пророк сими словами разумеет то, что верные справедливую имеют причину благодарить и хвалить Бога, понеже явил им помощь Свою и впредь помогать обещал. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя** Скоро наступит время, говорит псалмопевец в ст. 2-м, когда мы будем прославлять Тебя за полученную помощь, рассказывать о чудесах избавления нашего. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя твое: повем вся чудеса твоя** //Близка Твоя помощь, Господи// Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями торжественными гимнами в честь Бога, где они "возвещали" Его чудеса в прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в настоящей близкой опасности, почему говорили, "что имя Господне близко", что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Исповемыся тебе, Боже, исповемыся тебе и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя** Ассирийский царь Сеннахирим обложил многочисленным войском столицу Иудейского царства Иерусалим и грозил опустошить всю землю иудейскую. Но благочестивый Езекия, царь иудейский, твердо уповая на милость Божию, молился, чтобы Господь явил Свою помощь и избавил его от нападения врагов. Господь внял молитве благочестивого царя и чрез пророка Исайю возвестил, что Господь защитит город Иерусалим от угрожающего ему бедствия и враги отступят от него [[old:4ts:18:start|(4 Цар. 18]] и [[old:4ts:19:start|19]] и [[old:2par:32:start|2 Пар. 32)]]. Получив такое успокоительное уверение в Божественной помощи, весь народ иудейский, вместе с царем своим, устами псалмопевца выражает намерение возблагодарить и прославить Бога. Сколько раз, как бы так говорят они, мы и отцы наши прогневляли Тебя! Но вот Ты, всеблагий, еще являешь нам милость Свою. И мы теперь не пропустим этого нового случая изъявления нам милости Твоей, чтобы исповедать наши грехи неверия и отступничества от Тебя. Исповедуя пред Тобою грехи наши, мы будем исповедовать Тебя как единого Бога нашего: будем благодарить и прославлять Тебя. Было время, когда мы, по жестокосердию своему, отвергали Тебя, Бога нашего, а теперь мы будем призывать святое имя Твое. Мы уже предвкушаем близкую помощь Твою, и как только она наступит, мы будем прославлять Тебя и рассказывать о чудесах избавления нашего: мы будем проповедовать о всех прежних чудесах Твоих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]