[<10>] ====== Толкования на Пс. 74:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю** Когда приобщусь из чаши жизни, тогда будет мне от нее веселие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю** Как они издевались над нашими бедствиями, когда испивали мы их; так и мы, видя наказание их, вознесем песнопение Богу, не над ними посмеваясь, но изъявляя признательность за благодеяния. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю** Я, говорит, по освобождении своем от плена у врагов моих, буду радоваться о свободе от бедствий, которую имею получить и буду петь Богу благодарные песни. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 10-11 **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго** Сие заключение псалма показывает общую радость верных о том, что они при своих несчастных обстоятельствах находят в **Боге** единственнаго для себя Избавителя. Глагол: **воспою** – показывает, что они самым опытом сие дознали на себе. Отсюду заключают, что при помощи Божией и впредь преодолеют все усилия врагов; а при помощи правды и добрых дел с своей стороны возмогут навсегда сохранить благословение свое невредимо. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 10-11 **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго** Несомненно, враги наши должны будут пить из этой чаши гнева, а мы будем спасены! Об этом я тогда постоянно буду повествовать с похвалою; и буду всегда содействовать ослаблению нечестивцев и торжеству праведников. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго** От этой чаши сломится их сила (//"роги нечестивых"//), а праведник вознесется. Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда дары Езекии ([[old:2par:32:23|2 Пар XXXII:23]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго** Проникнутый глубокою верою в правду и всемогущество Божественного промышления о всех людях, псалмопевец приходит в восхищение от высказанного им о действиях сего промышления и громко изъявляет свою радость о судьбах Божиих: **Аз же возрадуюся в век**. А в заключение, как представитель всего народа иудейского, вдохновенный невидимою силою, он изрекает падение нечестивым (**вся роги грешных сломлю**) и покровительство Божие праведным (**и вознесется рог праведнаго**). Не свои только личные чувства выражает здесь псалмопевец, а общую радость всех верных о том, что они, при своих несчастных обстоятельствах, находят в Боге единственного для себя Избавителя от бед, причем изъявляют намерение воздать Ему благодарность не в мысли только, или на словах, но и самым делом прославить Его: **воспою Богу Иаковл**ю (см. объяснение в [[old:ps:013:08|Пс. 13:8]]). И тут же выражают надежду, что, при помощи Божией, они и впредь преодолеют все усилия врагов, а с соблюдением правды и добрых дел им всегда возможно будет сохранить благословение Господне. Что наблюдается в истории целых царств и народов, то же самое можно усматривать и в жизненной судьбе каждого человека. Представим человека, очутившегося в самом безнадежном положении: близкие родственники его померли, благодетелей не имеет, нажитого состояния нет, а потому не предвидится никаких средств к приобретению насущного хлеба. Можно придти в отчаяние при таких обстоятельствах. Но нужно напомнить такому слово Божие, изреченное богодухновенным псалмопевцем,// яко ни от исход, ниже от запад// и ни от каких-либо людей зависит твоя жизнь и твое благополучие. Есть Бог Судия, Который всем управляет по Своей премудрости и Который всегда найдет средство избавить тебя от бедственного положения. Но вот посмотрим и в другую сторону – на человека, поставленного на возможную полноту земного счастья: высшие к нему благоволят, низшие с удовольствием служат, равные питают любовь и благорасположение, никакая болезнь не коснулась его здоровья, все дела его идут успешно, средствами существования он вполне обеспечен, и что же? Обыкновенно такой человек забывается, предается гордости и презрительно относится к ближним. И ему еще более, чем кому-либо, нужно напомнить то же псаломское слово, что //ни от исход, ни от запад, ниже от пустых гор// приходит судьба человеческой жизни, – что //Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит//. А потому не забывайся в счастии и не надейся на его постоянство; помни, что Господь Бог чашу счастливых и горестных событий, по Своим судьбам, уклоняет то на ту, то на другую сторону. Доныне Он питал тебя сладкими струями счастья, а может дать испить и чашу горести, и потому не надейся на счастье, а лучше смиряйся пред Богом и со смиренным упованием предавайся воле Его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]