[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его** Иудеею и Израилем называет здесь душу, познавшую Бога; потому что она есть истинная Иудея и истинный Израиль. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его** Ибо когда в одну ночь столько тысячь прияли смертоносный удар от ангела; тогда известным для всех соделался Бог всяческих, особенно промышляющий об Израиле и во Иудеи явивший Свое присутствие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его** **Ведом во Иудеи Бог** Евреи говорят, что Бог известен одной Иудеи. Но как Бог говорит им чрез Иеремию: число богов твоих соразмерно числу городов твоих, Иуда, и числу путей Иерусалима; то из сего видно, что сей псалом не говорит здесь об иудее палестинской, но иудеею называет иудейские писания, то есть, Ветхий Завет, в котором известен Христос, как свидетельствуемый оным, так как и закон Моисеев и книги пророков прорекли о Христе. Притом и само богослужение законное было начертанием и тенью и предизображением Христа. **во Израили велие имя Его** И что не в одном только Израиле велико было имя Божие, но и у других, об этом так же говорит тот же Бог посредством пророка Малахии: так как от восток солнца до запад имя Твое славно у народов; потому что велико имя Мое у народов, говорит Господь Вседержитель [[old:mal:01:11|(Мал. 1,11)]]; также: а вы оскверняете оное (там же [[old:mal:01:12|ст. 12]]). [Почему и //Ориген//, имея в виду сии слова, говорит: Под истинным же Израилем представляет народы. Итак, поелику сей псалом и cия песнь указывает на такого Израиля, у которого имя Божие прославляется; а оно прославляется у язычников, то сии народы собственно и называются Израилем. Слова //Афанасия//: иудеею здесь и Израилем называет душу познавшую Бога. Ибо она-то есть истинная Иудея и истинный Израиль]. И так из сего открывается, что Израилем здесь называет израильское Писание, то есть, древний завет, данный израильскому народу. Ибо в Писании говорится о великом и славном имени Христовом. А великий философ Максим Иудеею называет деятельное любомудрие, а Израилем – созерцательное: потому что Иудея, по переводу, значит исповедание грехов, которое есть начало деятельности, а Израиль – ум видящий Бога. Человек упражняющийся в деятельности знает Бога, что Он есть Судия дел каждого и потому очищает себя от страстей. А созерцатель, зрящий умом величия Божия, достойно величает Его. Можно, согласно с //Евсевием//, под Иудеею разуметь новосоставившуюся из язычников Церковь, которая, по исповедании прежних (ветхих) своих грехов (ибо иудея переводится: исповедание), познала истинного Бога. Та же самая Церковь есть и новый Израиль, как говорит и //Павел//: ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно на плоти: но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце по духу, а не по букве [[new:rim:02:28|(Рим. 2,28-29)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его** Пророк в начале псалма упоминает о **Иудеи** во-первых потому, что тамо наипаче **Бог ведом** был: ибо тамо и волю Свою людем открыл, и великия благодеяния народу Своему оказал, и тем возвеличил **имя** Свое. Во-вторых, потому, что **во Иудеи** находился преславный град Иерусалим, к которому наипаче относится благодеяние оное, во псалме сем описываемое: **ведом во Иудеи Бог.** Плотские **Иудеи** зело гордятся сими словами, но всуе. **Бог ведом** был **во Иудеи** тогда токмо, когда жили в ней Пророки, и когда народ имел послушание к ним. Равным образом **велие имя** Божие было **во Израили** тогда токмо, когда народ Израильский обрезывался не плотию токмо, но и сердцем: а когда отреклися они Божия Сына, Котораго все Пророки возвещали, и когда перестали быть народом **Его**, от того самаго времени **Бог** не **ведом** бысть **во Иудеи**, и **во Израили**, сущем по плоти, несть **велие имя Его**. Убо в церкви Христовой **ведом Бог**, и в людех Христианских **велие имя Его**. Ибо большая премудрость обретается во младенцах Христианских, нежели в великих мудрецах языческих, или учителях Израилевых. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 2-3 **Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** Как бы в основание последующим своим словам псалмопевец предпоставляет два великие факта: а) что Бог издавна чудесным образом помогал Своему народу (ст. 2); б) что Иерусалим есть избранное Его местопребывание (ст. 3). Бог ведом был во всей Иудее, и имя Его славилось во всем Израиле, потому что Он так часто и такие великие совершил дела. **В мире** – перевод евр. Салем, которое справедливо считают древним именем Иерусалима. Здесь намеренно употреблено имя Салем – мир, так как Бог только что в отражении врагов показал, что этот город недоступен для войны и для разрушения, по справедливости есть Салем, город мира. В этом городе, на Сионе, Бог обещал навсегда [[old:ps:067:17|(Пс. 67:17)]] обитать, и поэтому иудеи считали его неразрушимым. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его** //Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли// //"Ведом в Иудее Бог"//, сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его** **Ведом** значит «известен», или – «тот, кого знают»**; во Израили**, т.е. в израильском народе. Да, было время, когда Бог воспитывал народ Свой, как любящий Отец свое любимое чадо, непосредственно руководил им, посылал к нему пророков, творил для него великие чудеса, – и тогда можно было сказать, что **ведом в Иудее Бог, и у Израиля велико имя Его**, особенно же это могли говорить евреи, жившие при Давиде и Соломоне и при благочестивых царях иудейских, каков был в особенности Езекия, при котором Господь поразил чрез ангела 185 тысяч ассириян, но напрасно стали бы хвалиться, приписывая себе слова сии, евреи позднейших времен, которые навсегда лишились града Иерусалима и были изгнаны из своего отечества за то, что отреклись они от Сына Божия, Которого возвещали им все пророки. С тех пор так же, и еще более, **ведом Бог и велие имя Его**, только не в **Иудее** и не у плотского **Израил**я, а в Церкви Христовой, составившейся из разных стран и народов. По словам св. Афанасия Александрийского, **Иудеею** здесь и **Израилем** называется душа, «познавшая Бога. Ибо она и есть истинная Иудея и истинный Израиль» [3, с. 256]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]