[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** **Бысть в мире место Его** то есть в душе Святых. В еврейском читается: //«в Салиме»,// и другие переводчики истолковали: то есть //в мире.// Поэтому в мире, то есть в душе, или в Церкви, сокрушатся разжженные стрелы лукавого. А если написано это о горней Иудее и о вышнем Иерусалиме, откуда о//тбеже болезнь, печаль и воздыхание// ([[old:is:35:10|Ис. 35,10]]); то очевидно, там будет место мира. **И жилище Его в Сионе,** разумеется в мысленном, то есть в горнем, или в душе Святых. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** Ум должен быть в месте Божием, как то объясняет святой Нил, приводя изречение псалма: **и бысть, — говорит, — в мире место Его**. Мир же состоит в том, чтобы отнюдь не иметь помысла хорошего или худого. Потому, говорит святой Нил, что если ум ощущает себя, то он уже не в Боге едином, но и в себе. //**Творения. Книга вторая.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь в себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает сперва в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, то есть с совестью благою; в премирном же, когда ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: **В мире место Его**. ---- Когда же человек старается иметь в себе сердце смиренное и мысль не возмущенную, но мирную, тогда все козни вражий бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог: **В мире**, - сказано, - **место Его**. //**Поучения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** Ибо, по истреблении сего множества, оставшиеся бежали, соделавшись вестниками божественнаго могущества; для чего и не были истреблены с прочими. С сего времени город наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволил Бог обитать в Сионе. Потом Пророк показывает, как //«ведом»// Бог //«во Иудеи»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **И бысть в мире место Его, и жилищ Его в Сионе** Если бы, скажем словами //Оригена// и //Евсевия//, Иерусалим не подвергался многократным завоеваниям и порабощению, то имел бы кто-нибудь основание думать и говорить, что сии слова сказываются о чувственном Иерусалиме. Но поелику он подвергался войне неоднократно и не был потому мирным местом, то посему должно думать, что миром здесь называет того человека, который в мире с людьми, потому что любит их; и (в мире) с страстями, потому что подчиняет их себе. И в сем-то человеке находится место, способное к принятию Бога. Далее Сион в переводе значит высокая стража. Посему и тот, кто издали сторожит и видит нашествие демонов, может быть назван Сионом, по словам //Оригена//. Слова //Феодорита//: Когда полчище Ассириан было истреблено, оставшиеся из них бежали и сделались вестниками о Божественной силе, и с того времени Иерусалим сделался отделенными, местом Божиим и сделался весьма мирным: все стали думать, что Бог благоволил поселиться на Сионе. Прибавим из //Дидима//: но и мы должны всяким образом отгонять от себя волнение страстей, дабы, имея в себе мир, превосходящий всякий ум, мы были местом Божиим; и мы будем жилищем Его и стражами наблюдающими всякую истину и добродетель. Ибо Сион по переводу значит высокое место, стражи. Ибо как грешник дает место диаволу, так добрый и благодетельный дает во владычественном своем (уме) место Богу, желающему вселиться и ходить в нас. //Афанасия//: О вышней иудее написано: откуда отбежала болезнь, печаль и воздыхание, очевидно что там должно быть место мира. ===== Евагрий Понтийский ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя узы страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы — с помощью духовного созерцания, а это созерцание становится доступным тогда, когда ум озаряется Божественным Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: **И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе**. Таким образом, «**местом Божиим**» является разумная душа, а «**жилищем**» — светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли. //**Мысли.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И бысть в мире место его, и жилище его в Сионе** По буквальному смыслу, Пророк дает здесь причину, чего ради во Иудеи паче, нежели в других местах древле Бог ведом был: понеже-де избрал в **жилище** Себе Иерусалим, как бы некую столицу, и **Сион**, как бы некую крепость. И бысть, глаголет, **в мире место Его**, то есть, Бог избрал Себе особенное **место**, дабы поставить в нем скинию Свою. Сие **место** было град Салим, что с Еврейскаго мир толкуется. **И жилище Его в Сионе**, то есть, избрал Себе **жилище в Сионе**, яко в части благороднейшей града Иерусалима. В Еврейском тексте первая часть стиха сего читается так: и бысть в Салиме скиния **Его**. Но как Салим означает мир, то седмьдесят толковники имя Салима из собственнаго обратили в нарицательное, и перевели: в мире. Почему и Мелхиседек царь Салимский назван //царь мира// [[new:evr:07:02|(Евр. 7:2)]]. Итак речение, в мире, не добродетель означает здесь, но град, что явствует и из последующих слов: **и жилище Его в Сионе**. В смысле высочайшем чрез сие означается, что Бог наипаче живет в сердцах людей, мир имеющих и углубляющихся в богомыслие: ибо как Салим означает мир, так **Сион** знаменует холм высокий. И потому, если кто не будет иметь мира с Богом, и с самим собою, тот не может быть способен к богомыслию, кольми паче к соединению с Богом. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе** См. Толкование на [[old:ps:075:02#ep_irinej_orda|Пс. 75:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **И бысть в мире место его, и жилище его в Сионе** //"Салим"// - название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И бысть в мире место Его, и жилище его в Сионе** В этом стихе указывается причина, почему Бог наипаче известен был в Иудее, нежели в других местах. В главном городе Иудеи, Иерусалиме, было место обитания Его. Более древнее название Иерусалима было просто: **Салим**, что значит по-русски, как и по-славянски «мир», как о Мелхиседеке, царе Салимском, замечено у апостола [[new:evr:07:02|(Евр. 7:2)]]. LXX переводчиков священных книг еврейских вместо собственного имени «**Салим**» поставили в сем месте нарицательное: «pax»; **мир**. Таким образом, и в славянской переводной Псалтири образовалось чтение сего стиха: **и бысть в мире место Его**, вместо чтения по переводу с еврейского: **и было в Салиме жилище Его**, что подтверждается и последующим изречением: //и пребывание Его на Сионе//, И хотя словом **в мире** означается здесь не добродетель, а название города, в котором Бог назначил Свое видимое местопребывание, но св. отцами (Афанасий, Дидим и блж. Феодорит) приписывается изречениям сего стиха особенный, высочайший смысл – тот, что Бог живет наипаче в сердцах тех людей, которые имеют **мир** и углубляются в богомыслие: ибо как **Салим** означает «мир», так **Сион** знаменует «холм высокий» [з, с. 256; 7, с. 596; 6, с. 360]. И потому, если кто не будет иметь мира с Богом и с самим собою, тот не может быть способен к богомыслию, а тем паче к единению с Богом. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]