[<10>] ====== Толкования на Пс. 75:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-6 **Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** **Горами вечными** именует небеса, просвещает же нас Бог свыше, с небес ниспослав нам Духа. **Смятошася вcи неразумнии сердцем.** Которые не примут просвещения, подаваемого Духом, те будут в смятении и волнении, когда откроется суд Божий. **Уснуша сном своим, и ничтоже обретоша.** Предавшись нерадению и беспечности в жизни, во время Божественного суда окажутся ничего не имеющими в руках своих, хотя и были богаты прежде в смертной жизни. Ибо как обрести им то, чего не делали? **Вси мужие богатства в руках своих.** Симмах же переводит так: „все мужи крепкие руками своими". Не послужила им в пользу сила рук, которою надеялись восхитить у всех богатство. И научив, что ничего не приобрели чрез это, присовокупил: **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Просвящаеши Ты дивно от гор вечных** А //Симмах// перевел так: славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи; потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих, и научаешь кто Ты. ===== Евфимий Зигабен ===== **Просвещавши Ты дивно от гор вечных** Горами называет здесь Давид небеса; горами—по причине высоты, вечными—по продолжительности и многолетии бытия их. Ты, говорит, Господи, просвещаешь с небес светом радости и утешения праведных, когда они находятся во тьме печали и утишаешь светом заступления и помощи тех, которые находятся во тьме отчаяния. Слова //Григория Богослова//: Это: Ты просвещаешь дивно с гор вечных, сказывается Богу, как думаю Ангельскими силами, которые содействуют нам к лучшему, будучи посылаемы на служение для тех, которые желают наследовать спасение. Тоже говорит и //Дидим//. По изъяснении //Кирилла// под горами разумеются и пророки и Апостолы по причине высоких добродетелей; а вечными потому, что проповеданное ими Бог—Слово пребывает вечно. Слова //Феодора//: Как тьмою называет скорби, так просвещением называет заступление Божие, как прекращающее скорби. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 5-6 **Просвещаеши ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих** Здесь показывает Пророк, откуду наипаче Евреи одержали победу над Ассирианами. Сие же творит чрез обращение к Богу. **Просвещаеши**, глаголет, **Ты дивно от гор вечных**, сиречь, **Ты** озарил еси нас светом Божественныя Твоея помощи: **Ты** от превыспренних небес, яко от некиих **гор вечных, дивно** блеснул еси молниею, и Ангела Твоего, яко небеснаго перуна, послал еси в воинство Ассирийское. Сего ради **смятошася вси** воини Сеннахиримовы, и от внезапнаго поражения во изступление ума пришли, так что потерявши разсудок, **не разумни сердцем** Быша. В духовном же разуме стих сей означает, что начало победы на враги невидимые происходит от внутренняго просвещения, бываемаго свыше от Бога, посредством коего зрим мы как самих врагов наших, так и их коварства; зрим как невидимая благая, яже уготовал Бог любящим Его, так и невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его. И якоже Бог, просвещаяй **дивно от гор вечных**, мужественными творит рабов Своих, тако вопреки смущает врагов неразумных **сердцем**: ибо они видя мужей святых и совершенных, презирающих видимая, прощающих обиды, воздающих благая за злая, и всякая злострадания ради имене Божия с охотою претерпевающих, мятутся, изумляются, негодуют и ярятся. Обаче при кончине рекут: //безумнии житие их вменихом неистово, и кончину их безчестну. Како вменишася в сынех Божиих, и во святых жребий их есть//? [[old:prs:05:04|(Прем. 5:4–5)]]. По общему всех толкованию святый Пророк описует здесь смерть тех же Ассириан, от Ангела избиенных. Ибо те, кои хотели напасть на Иерусалим, и надеялись вскоре пленить его и разграбить, сами вдруг уснули сном смертным, сном не таким, каковый случается с людьми благочестивыми, умирающими спокойно, но сном своим, который послан был на них от Бога по праведному суду Его, так что все оные мужи Ассирийские, которые были пребогатые, но еще большаго желали **богатства**, после внезапныя оныя смерти, в ад низвержены бывше, ничего в руках своих не нашли, как из тех вещей, которыя имели, так и из тех, которыя граблением приобресть надеялись. В нравоучительном разуме предлагается здесь общее учение противу людей, имущих неразумное **сердце**, которые за велико почитая благая временная, презирают святых, нивочтоже вменяющих сия. Они чрез все время жития сего аки некиим тяжким усыплением одержимы будучи, спокойно спят, мечтая о **богатстве** своем, но когда по смерти пробудятся, тогда **ничтоже** обрящут **в руках своих**: они познают, но уже поздно, что благая мира сего не истинная суть благая, но точию мечта, привидение и прелесть, от коих они ничего более себе не приобрели, кроме угрызения совести и вечных мук. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Просвещаеши Ты дивно от гор вечных** См. Толкование на [[old:ps:075:04#ep_irinej_orda|Пс. 75:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Просвещаеши ты дивно от гор вечных** //"Могущественнее гор хищнических"//. //"Гора"// - образ несокрушимости. Горы хищнические - ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он "могущественнее их". ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Просвещаеши ты дивно от гор вечных** См. Толкование на [[old:ps:075:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 75:4]] [<10>]