[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 3-4 **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой** **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых.** Такая, говорит, скорбь объяла душу мою, что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил в молитвах. Впрочем, поступая так, не напрасно прилагал старание и не вотще трудился; это и значит сказанное: **не прельщен бых.** **Отвержеся утешитися душа моя: помянух Бога и возвеселихся.** Не принял я никакого утешения от людей; единое же памятование о Боге было весельем сердцу моему. **Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой.** Когда пользовался я человеческими рассуждениями (ибо это значить: //поглумляхся//), тогда впадал я в легкомыслие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 3-4 **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой** Душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге. И вот значение того, что желалось тебе узнать: **отвержеся утешитися душа моя, помянух Бога и возвеселихся**. Как страдание кровоточивой, которого не могли прекратить и исцелить врачи, отнято было в одно мгновение: жена прикоснулась, Господь потерпел сие, и болезнь бежала, - так и печаль человеческая, отвергающая всякое утешение, не уступающая никакой отраде, от одного памятования о Боге легко проходит и обращается в ничто. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-4 **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушствоваше дух мой** **«В день скорби моея Бога взысках».** Пораженный страданиями, тщательно взыскал я божественной помощи. Ибо слово: //взысках// дает разуметь усердную молитву. Потом показывает образ молитвы. **«Рукама моима: нощию пред Ним, и не прельщен бых».** А //Симмах// перевел так; рука моя ночью была простерта непрестанно. Проводя ночь в безмолвии, простирал я руки, умоляя о человеколюбии, и не обманулся в надежде. Ибо сие значат слова: //«не прельщен бых»//, то есть, не напрасно пребывал во бдении, но пожал плод молитвы. **«Отвержеся утешитися душа моя». «Помянух Бога и возвеселихся».** Отринул я всякой предлог к утешению, и единственным услаждением для себя имел памятование о Боге. **«Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой».** А //Симмах// перевел так: разсуждал я сам с собою, и впадал в изнеможение. Часто беседуя сам с собою, и размышляя о постигших меня бедствиях, отчаявался я в освобождении от них, и мучительно язвили меня стрелы уныния. ===== Евфимий Зигабен ===== **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** **В день скорби моея Бога взысках** Речение: //взысках//, выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей. Слова //Афанасия//: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. **Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых** И здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам //Симмаха//, притом в ночное время, когда т. е., по словам //Феодорита//, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью - скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, - так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам //Афанасия//, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам //Феодорита//. Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иepyсалим, и каждому христианину избавленному от опасностей. Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой. Некто (другой) говорит: Многие во время постигающих их скорбей, будучи омрачаемы скорбями, даже не молятся, тогда как напротив того в сие-то время и надлежало бы возсылать молитву. Ты увидишь, что и провожающие своих покойников ленятся возсылать молитву Богу, как будто потому, что тогда не время молиться. Найдешь также, что другие потеряли имущество, угнетены печалью и не радят идти на молитву; между тем как праведный усиливает свою молитву во время скорби. Итак можно сказать что это доблесть во время приключения скорби, наипаче тогда искать Бога и искать руками, то есть действиями. **Отвержеся утешитися дух мой** Отреклась, говорит, иначе отчаялась душа моя и не приняла утешения от людей; потому, что скорбь моя была чрезмерна и весьма тяжка и выше всякого человеческого утешения. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** См. Толкование на [[old:ps:076:02#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 76:2]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** Целые ночи во времена бедствий я воздевал с молитвою руки к Богу, и это никогда не было напрасно. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** //"Рука моя простерта ночью, и не опускается".// - молитвенное положение с воздеванием рук к Богу. Эта молитва постоянна ("рука не опускается"). - //"Душа моя отказывается от утешения"// означает, что автор или подавлен настолько горем, что ничто не может оторвать его внимания в другою сторону, или что автор, при самом внимательном наблюдении хода событий, нигде не видит ничего отрадного, никакого проблеска на лучшее будущее (сл. [[old:ps:076:11|11 ст.]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя** См. Толкование на [[old:ps:076:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 76:2]] [<10>]