[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** В смущение приводит то, что враги занимают места наших стражб, то есть оплоты стен. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: **смятохся и не глаголах**. //**Поучения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** **«Предваристе стражбы очи мои».** Стражбами называет отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь. **«Смятохся и не глаголах».** Тоже сказано и в сорок первом псалме: //«ко мне самому душа моя смятеся»// ([[old:ps:041:07|Пс.41:7]]). Не удержался я, чтобы не высказать помыслов своих другим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** **Предваристе стражбы очи мои** Tе, которые держат стражу при войсках, разделяют ночь на четыре стражи, или смены, уступая каждой смене на три часа и попеременно сторожат один после другого. Итак Давид здесь говорит: глаза мои предупреждали все ночные сии стражи, то есть, бодрствуя, по словам //Феодорита//, целую ночь, они предупреждали времена сих стражей. Потому что, по причине беспокойства и размышления ума моего сон убегал от очей моих. Или глазами называет наблюдавших за ним врагов, как бы так: наблюдавшие за мною враги приходили до начала ночных стражей для бодрого наблюдения за мною. Слова //Оригена//: Подобное нечто представляй и об очах праведника, соблюдающего увещание писания: всяким хранением блюди свое сердце. Ибо как много стражей у городов, из которых враг делает нападение, которых человек должен блюсти себя и глазами и умом, то вперед заняв все стражи, (праведник) смотрит, не нападут ли враги каким-нибудь способом, найдя место стража неохраняемым. Слова //Евсевия//: Находясь постоянно в такой неусыпности и бодрствуя все ночи, я заботился о подчиненных мне народах. Почему и стихотворец сказал: Не должно всю ночь спать старейшине народа, которому вверено столько народов и столько попечений. **Смятохся и не глаголах** Смутился, говорить, от скорбей; но однакож я не обнаруживал сего моего смущения пред врагами, чтоб они еще более не порадовались обо мне. Некто говорит: Итак если и ты возмущен печалью, или гневом; то как добрый возница обуздай свой язык; удержи слово, имеющее сорваться с языка с (зубов). Когда успеешь в этом, то и не будешь смущаться. Слова //Феодорита//: У меня самого душа моя смущалась, ибо я не пожелал объявить свои мысли другим. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** См. Толкование на [old:ps:076:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 76:4]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** Часто взывал я к Господу, и Он всегда внимал мне; другой раз я был совершенно безутешен; тогда я находил мужество и утешение (//возвеселихся//) в мысли о великих делах Божиих в древние времена; но вот недавно постигло меня душевное сокрушение, внутреннее смущение, которому я почти поддался; я тогда потерял сон. **Предваристе стражбы** – части, на которые разделяли ночь (до плена на три, после плена – на четыре части); эти части ночи могли определяться как сменою стражи, так и возгласами сторожей [[old:pp:03:03|(Песн. 3:3,]] [[old:pp:05:07|5:7)]]. Предупреждать каждую ночную стражу, бодрствовать пред каждой значит бодрствовать всю ночь. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== ** Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах** См. Толкование на [[old:ps:076:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 76:4]] [<10>]