[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш** **Боже, во святем путь Твой.** Под словом «святый» разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершал необычайные Божественные знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который поистине свят, как Бог. **Кто Бог велий яко Бог наш?** Всех превосходишь Ты, Владыко; потому что Ты один творишь чудеса, какие угодно Тебе. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-16 **Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы** **«Боже во святем путь Твой».** //Симмах// же перевел так: Боже во святыне путь Твой; а //Акила//: в освященном. Ты Свят, говорит Пророк, Ты и во Святем почиваешь, и в сих обитаешь и ходишь. **«Кто Бог велий, яко Бог наш?» «Ты еси Бог творяй чудеса»** един. Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какия Тебе угодно. **«Сказал еси в людех силу Твою». «Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны, Иаковли и Иосифовы».** Всем людям явил Ты державу Твою, освободив от рабства египетскаго народ, наименованный Твоим. Хотя праотцем имел он Иакова, но соделался славным по родству с Иосифом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш** **Боже, во святем путь Твой** Святым называет или небо, как чистое и ясное, в котором представляется живущим Бог, или гору Синай, как посвященную Богу, на которую Он снисходил, или Иерусалимский храм, в котором обитая (Бог) разговаривал оттуда с достойными. //Симмах// вместо: во святом, перевел: во святыни, и сим подает нам мысль такую, что каждое действие Божие есть святое и чистое, хотя посылаемыя на нас наказания от Бога и представляются нам тягостными, потому что причиняют телу болезни. **Кто бог велий, яко Бог наш** Поелику Давид дал прежде обет воспоминать о чудесах Божиих; то посему здесь прежде всего воспоминает о Боге и говорит: какой бог у других народов, то есть столь велик, многомощный и многодейственный, как Бог наш? Без сомнения никакой. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, во святем путь твой: кто Бог велий, яко Бог наш** Речение **во святем** должно относить здесь к небу и разуметь так, что пути Господни превыше мира возносятся и что надлежит нам восходить мыслию превыше всех небес, ежели желаем познать их прямо. Ибо хотя некоторою частию и из творения мира познаем дела Божии, но сие познание всегда остается ниже неизмеренныя оныя высоты. К сему присовокупи и то, что никто совершенно величества оных постигнуть не может, разве тот, кто верою восходит на небо: но и тогда остается еще долг со благоговением взирать на сокровенную Божию премудрость и силу, проявляемую в делах Его и превосходящую понятие нашего ума. Почему и Пророк, который сначала печальныя произносил жалобы, ныне с радостным и спокойным духом чудится высоким **путям** Божиим и, сознавая немощь свою, с кротостию и благоразумием удерживает себя в надлежащих пределах повиновения, ниже дерзает судить о сокровенных Божиих судьбах по мудрованию плоти. Сего ради восклицает: **кто Бог велий, яко Бог наш?** Сим сравнением не означает многаго числа богов, но косвенно порицает безумие мира, который, не довольствуяся единым **Богом**, егоже слава толико видима есть, многих богов устрояет. Ибо ежели бы люди взирали чистыми очами на Божии дела, то легко могли бы успокоиваться в Нем едином. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш** И тогда я стал молитвенно взывать: святы Твои действия (**путь**) и всемогущи, как Ты особенно показал это пред всем светом при освобождении Израиля из Египта, а также и в водительстве Твоего народа Моисеем и Аароном. **Во святем** – свят путь Твой: Твои действия святы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–16 **Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы** **Путем Божиим** псалмопевец называет здесь действия Промысла Божия, какие проявляются в жизни людей и целых народов, в жизни видимой природы и вообще в целом видимом мире. Этот путь Божий есть также свят, как Сам Бог Свят. Но т.к. Господь Бог непостижим в существе Своем, то непостижимы и неисследованы и дела Его, святы и непостижимы и все пути Его. Размышляя о сих путях Божиих и удивляясь непостижимости их, псалмопевец в радости сердца и с благоговейною покорностью восклицает: Боже! Свят путь Твой, Кто Бог так великий, как Бог наш! В последнем изречении нужно видеть не сравнение Господа Бога с ложными божествами язычников, а некоторое, хотя не прямое, порицание безумцев мира, которые как бы не довольствуясь единым Богом, славою Которого наполнены небо и земля [[old:ps:112:04|(Пс. 112:4]]; [[old:is:06:03|Ис. 6:3]]), выдумывают себе иных, ничтожных богов. Пораженный этой славой и нудясь величию дел Божиих, богодухновенный певец продолжает: Ты Бог, творящий чудеса; Ты проявил могущество Свое среди народов; Ты избавил силою (**мышцею**) Твоею народ Твой, потомков Иакова и Иосифа. Иаков (он же Израиль) считается родоначальником израильского народа, а Иосиф был один из двенадцати сынов его, ставших главами 12-ти колен сего народа, в числе коих колена Ефремово и Манассиино назывались именами двух сынов Иосифа – Ефрема и Манассии. Словами: **Ты избавил мышцею Твоею сыны Иаковли и Иосифовы** – псалмопевец упоминает об освобождении народа израильского от рабства египетского и чудесном изведении его из Египта. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]