[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны** **Видеша Тя воды, Боже, и убояшася.** Когда же воды, увидев Его, убоялись? Не тогда ли, как запретил морю, и оно умолкло? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 17-19 **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны. Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля** **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны. Множество шума вод.** Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду. **«Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси».** //Симмах// же перевел: звук издал ефир; потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море (Исх.14:21), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: //«бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею»// ([[old:ish:14:24|Исх.14:24–25]]). **«Осветиша молния Твоя вселенную».** Свет чудотворения, подобно молнии, протек целую вселенную. **«Подвижеся и трепетна бысть земля».** Страха исполнились все, услышав о Твоем могуществе. Сие и Раав блудница сказала соглядатаям: «страх ваш и трепет ваш нападе на ны. Слышахом бо», как разделил //«Господь Бог Чермное море пред лицем вашим»// ([[old:nav:02:09|Нав.2:9–10]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны** **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася** Это слово о том чуде, которое случилось на Чермном море. Видели, говорит, неизъяснимым образом Тебя воды Чермного моря и, убоявшись силы Твоей, разделились надвое. Ибо написано, что Бог ходил впереди еврейского народа в столпе огненном и облачном: Бог водил их днем в столпи облачном, чтобы указывать им путь, а ночью в столпе огненном [[old:ish:13:21|(Исх. 13,21)]]. **Смятошася бездны** От сильного, говорит, ветра, устремившегося на воды Чермного моря, возмутились безмерные глубины его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася: смятошася бездны** Здесь вкратце упоминает о некоторых чудесах, содеянных мышцею Бога. Приписывает **водам** видение Бога в иносказательном разуме, показывая, что **воды**, будучи подвигнуты как бы сокровенным некоторым побуждением, повинулися повелению Его и дали свободный проход избранному народу. Бог сим чудом показал, что и неодушевленныя стихии всегда готовы повиноваться Ему. Ибо ни Чермное море, ни Иордан, обратя течение свое вспять, не переменили бы естества своего, ежели бы не возчувствовали **Божией** силы – не потому, аки бы были разумом и чувством одарены, но поелику Богу так угодно было. Слова, присовокупляемыя о **безднах**, ту же имеют силу, аки бы сказано было, что не одна токмо поверхность **вод** поражена была **Божиим** взором, но что сила Его проникла даже и до самых глубочайших **бездн**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны** Упомянув об избавлении евреев от рабства египетского, псалмопевец говорит далее о тех чудесах, какие сотворил Бог при изведении народа еврейского из Египта. И прежде всего говорит о том чуде, какое произвел Бог в водах Чермного моря; причем, олицетворяя эти воды, приписывает им свойства одушевленных тварей. Получив повеление Творца, говорит он, воды увидели Самого Бога, повиновались Ему, выразили покорность Его силе и власти – **убоялись**; и не только на поверхности, но и в самой глубине, до самого дна моря произошло возмущение вод – **смятошася**, т.е. вострепетали бездны. Придавая изречениям сего стиха пророческий смысл, некоторые отцы Церкви видят в них указания на события из жизни Иисуса Христа, именно: увидели Господа Иисуса Христа воды Иордана и** убоялись**, когда Он восшел в них для того, чтобы креститься, на что мы имеем указание и в чине великого освящения воды на праздник Богоявления. А по словам св. Афанасия Александрийского, убоялись воды, когда Христос запретил морю, и оно укротилось, и настала великая тишина [3, с. 260]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]