[<10>] ====== Толкования на Пс. 76:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеевою и Ааронею** **Наставил ecи яко овцы люди Твоя.** Как овец не знающих, куда идут и где лежит их путь, сам Ты руководил нас, употребив к тому служителей Твоих Моисея и Аарона. Все начиная со слов: //помянух, дела Господня// ([[old:ps:076:12|Пс. 76:12]]), Псалмопевец говорит в связи с сказанным выше: //помянух Бога и возвеселихся// ([[old:ps:076:04|Пс. 76:4]]), то есть, приводя это на память, утешился я мыслию и возвеселился . Ибо представляя в уме, сколько раз и в каких случаях пользовались мы Твоею помощью, убедился я, что, соделав так многое для нашего спасения и избавления от обдержавших тогда нас бед, и ныне не потерпишь Ты — оставить вовсе без внимания Твоего нас в рабстве, в плену и в злосчастии. **Рукою Моисеовою и Ааронею.** Ты же, Владыко, соприсущий со святыми Апостолами, и древле чрез Моисея извел народ Свой из Египта, под предводительством Моисея и Аарона. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеевою и Ааронею** Их употребив служителями и чрез них вещая, вел Ты народ Твой, и наставил в законе Твоем. Упомянули же о всем этом пленные в Вавилоне преклоняя на милость Бога всяческих и умоляя сподобить их Своего попечения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Наставил ecи **(водил)** яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею** Ты, говорит, Господи, водил Израильский народ, как овец, каковыми словами выражает тщательность Божии, явленную евреям в хранении их, простиравшуюся до того, что Он вел их, как пастырь ведет овец на пажить тучную и в безопасную ограду, почему и в другом месте Давид называет его пасущим Израиля. Таково изъяснение сего псалма. Другой говорит: Прекрасно сказано: как овец; ибо овцы не имеют у себя ни какого разума, чтобы устремляться на питательные пажити, покоиться в безопаснейших местах, или отыскать себе питие без пастыря, который водит их на сии места. Такую силу имеют и следующие слова: Пасущий Израиля и указывающей, как овце, путь Иосифу. Он показывает, что изшедшие из Египта не знали, куда идут, но они шли туда, где указывал им путь Бог посредством облака. //Исихия//: Не напрасно здесь употребил подобие овец; но как овцы направляются жезлом пастырей, так и мы пасемся крестом Христовым. Потому то упомянул и о Moиceе, также об Аароне, которые во образ креста носили жезл производивший чудеса в Египте и в пустыне. Ибо как они употребляли в благодеяние Израилю против врагов жезл, так и Христос для обращения нашего, употребил против демонов крест. //Афанасия//: Как овцы не знают, куда идут, так и Ты водил нас, употребив в служение сие Моисея и Аарона. Воспоминая, говорит, о сих, я утешался умом и веселился. Ибо рассуждая о том, что при Твоей помощи было, я убеждался, что тот, кто делав столько для нашего спасения и освобождения от обременявших нас зол, не может навсегда презреть нас, находившихся в рабстве и плену, и бедствии. Некоторые, из числа коих и //Григорий Богослов//, прилагают этот псалом и к обстоятельствам Давида, ибо, как должно думать, Давид в душе скорбел по причине бедствий; почему, освободившись от скорбей, он сочинил сей псалом, в котором повествует, что случилось с ним. В сем же псалме он изложил и пророчества о Христе, по которым, как я думаю, сей псалом надписан: к концу. Я воззвал, говорит Давид, когда был обременен скорбями. Прочие слова легко прилагаются к нему до следующих: помыслил я о днях древних, которые суть дни счастья его во время нахождения его под защитою Божиею. Подобным образом и прочие слова легко прилагаются к Давиду до следующих: окончил слово, которое в отношении к Давиду нельзя читать вопросительно, а утвердительно, то есть, что. Бог исполнил слово, то есть, определение сделанное о каждом человеке, и следовательно испытаю и я то, что определил Бог. Выражение: "от рода в род" значит непрерывно в каждом роде. Выражение: "сия измена" содержит пророчество об евангельской жизни. Давид, предусматривая пророческими очами, что жизнь сия будет отлична от подзаконной, говорит, что она есть дело Христа. Он то называется десницею и мышцею Отца по Божеству, как творец всех и как сила Его. Следующие затем слова ясны до слов: Боже, во Святом путь твой, где Святым называет святейшего Христа, который не сделал гpеxa. В нем то, говорит, производится совет Твой, Господи, о вочеловечении и спасении людей, так как под путем разумеется здесь совет. Далее, удивившись сему таинству вочеловечения, Давид хвалит и величает Отца: Ты показал, говорит, народам всех стран силу Твою—Сына твоего, ибо сила Божия есть Сын. Его же называет и мышцею, посредством которой избавлен народ христианский от рабства диаволу. Мы (христиане) называемся сынами Иакова и Иосифа, как сделавшиеся сынами Божиими вместо древнего Иудейского народа и наследовавшие жребий и имя Его, о чем мы сказали в конце [[old:ps:013:08|13]]го псалма, при изъяснении слов: возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. Видели Тебя воды и убоялись— это тогда, когда погружалось судно и когда Иисус проснувшись запретил ветрам и морю, почему они убоялись и умолчали, тогда и бездны моря смутились от страха запрещения Господня и множество морского шума (убоялось и утихло). Облака дали голос на горе Преображения, когда пришел голос из облака говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Можешь также называть облаками и пророков, как мы изъяснили в [[old:ps:017:12|17]] псалме, где можешь найти и то, что значат стрелы и молнии. Голос грома есть слово евангельской проповеди, поколику она пришла с неба и поколику была сильна и слышна всем людям. Колесо есть мир по причине своего непостоянства. Земля поколебалась и в трепете была, как мы изъяснили в [[old:ps:017:08|17]] псалме, в котором находится весь этот стих. В море путь Твой, когда, Ты, говорит, Господи, пришел к ученикам своим, ходя по морю. То же самое открывается и из следующего стиха, потому что многие воды составляют бездну вод. Следы Твои на море не узнаются, поколику следы на воде не остаются. Некоторые морем называют сию жизнь по причине горечи скорбей, непостоянства и неравенства. В сей то жизни, говорит, был путь жизни Твоей, Господи, по человечеству. Впрочем следы Твои, то есть способы вочеловечения Твоего, непостижимы. Народ Отца есть новый христианский. Рука есть Христово руководство и наставление; Христос есть новый Моисей, как законодатель евангельского закона; Он же и Аарон, как великий Арxиepeй, который принес в жертву за народ свой Самого Себя. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Наставил еси яко овцы люди твоя рукою Моисеовою и Ааронею** См. Толкование на [old:ps:076:20#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 76:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Наставил еси яко овцы люди твоя рукою Моисеовою и Ааронею** См. Толкование на [[old:ps:076:20#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 76:20]] [<10>]