[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля** **Этого ради слыша Господь, и презре,** то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля** Т.е. //«обратился на гнев»//, как переводит Феодотион и переводчики пятого чтения. Почему же отвержение они поняли в смысле гнева? Не без причины, а потому, что с возбужденными гневом часто слу­чается, что они сбрасывают одежду, как бы спеша на мщение, а про­роки имеют обычай приписывать Богу человеческие черты, чтобы показать образ каждого Его действия. А что отвержением пророк дей­ствительно назвал быстрое движение гнева, – послушай дальнейшие слова: **"и огонь возгорелся в... Иакове и гнев поднялся над Израилем»**. Так как Бог разгневался, то на возбудивших гнев вышел для наказания огонь. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 21-22 **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его** После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, //«приближитеся Богу, и приближится вам»// [[new:iak:04:05|(Иак. 4:5)]]. Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: **«Гнев взыде на Израиля:**// яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его»// [[old:ps:077:21|(Пс. 77:21-]][[old:ps:077:22|22)]]. Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» [[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]. **//Письма на разные темы. Агафону Декемврию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля** Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям; но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего ради слыша Господь и презре **(отверг)**, и огнь возгореся во Иакове и гнев взыде на Израиля** Хотя они и в сердцах своих искушали Бога, серцеведец услышал их, как если бы они говорили в слух. Слово// презре// (отверг) //Симмах// переводит словом //разгневался//. Ибо разгневанные обыкновенно отвергают свою одежду, т. е. раздеваются, приготовляясь к отмщению. С таким переводом //Симмаха// согласны и слова Моисея, что "Господь воздвигся гневом и воспылал в них огонь от Господа и пожрал значительную часть стана их". Иаковом же и Израилем называет происшедший от них народ. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 21-22 **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его** Слышание в Боге то же есть, что самое познание, взяв подобие от земных судей, которые не выслушав и не узнав дела, не осуждают преступника. Якоже убо рабов Своих слышит Бог, и молитвам их милостиво споспешествует, тако слышит и хулы нечестивых, и подвергает суду Своему. Сие испытали на себе Израильтяне. Но дабы не подумал кто, что тяжесть Божия **гнева** превзошла меру, сего ради Пророк паки описывает тяжесть греха, глаголя: **яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его**. Уповать **на спасение** Бога означает то же, что полагаться на **Его** отеческий промысл и верить тем обещаниям, в которых Он удостоверил нас. Израильтяне сему не поверили, и упования своего на Спасителя Бога не возложили: сего ради **огнь возгореся на Иакова, и гнев взыде на Израиля**. Отсюду заключаем, коль ненавистно и омерзительно Богу неверие, и коль любезна вера, и плоды ея коль сладки. Чего бо ради верные с кротостию покоряются Богу? Понеже удостоверены, что спасение их единственно от Него зависит, и что Он по милости Своей во всем полезном и нужном для них никогда не откажет им, и тако уповая, совершенно предаются воле **Его**. Убо вера есть корень истиннаго благочестия, которое научает от единаго Бога всего надеяться и просить, так как неверие есть источник роптания и непокорения воли **Его**. Почему и связь Пророческих слов клонится к тому, что тщетно хвалятся верою своею те, которые **спасения** своего от Него не уповают. Ибо где есть упование на Бога, там есть и **спасения** надежда, которая вину всех благ единому присвояет Богу. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля** Бог разгневался за такое неверие; дал Он, правда, для показания своей силы, то, что они желали, дал им чудесный хлеб и мясо в изобилии; но послание мяса крастелей Он в своем гневе употребил для погибели роптавших. **Презре**, т.е. народ; отверг, отстранил; ср. [[old:ps:088:39|Пс. 88:39]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–22 **Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его** В этих стихах пророк выразил **гнев** Божий на израильтян, а затем указал и причину этого гнева – **их неверие** в Божественный Промысл и во всегдашнее попечение Божие о них. **Презре** – от слова «презирати», или «презрети», значит: «пренебрег, оставил без внимания, отверг». **Иаковом** и** Израилем** здесь назван один и тот же израильский народ, по имени родоначальника его, патриарха Иакова, прозванного Израилем [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28)]]. Уповать на спасение Бога значит то же, что полагаться на Его отеческий Промысл и верить тем обещаниям, в которых Он Сам удостоверяет нас. Израильтяне постоянно с недоверием относились не только к обетованиям Божиим, но и к очевидным для них чудесам Его. И вот, когда **Господь услышал** грубый ропот и недовольство израильтян и хульные клеветы их на Его промыслительные о них действия, то воспламенился небом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, **что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его**. Много раз израильтяне проявляли в пустыне ропот на Моисея и на Самого Бога и много раз были наказуемы за это Богом, но здесь псалмопевец указывает – надо думать – на тот случай, о котором говорится в книге Чисел [[old:chis:11:01|(Числ. 11:1)]], где гнев Божий на израильтян передается в тех же выражениях, какие употреблены в настоящих стихах сего псалма. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]