[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 34-35 **Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть** Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы бу­дем помнить Его в счастье, то и Он вспомнит о нас в несча­стье. Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обра­щаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедо­вать, что Бог помощник и избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (посту­пит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу** Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет: но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что не трудно. И безсловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. Не к великой же добродетели ты себя располагаешь! Не много же, видно, дорожишь добродетелию более возвышенною, хотя более трудною! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной: то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты. [[old:vtor:32:15|(Втор. 32:15)]] Посмотри опять на того же Израиля во время бедствия, и узнай, препятствовало ли оно, или напротив помогало ему славить Бога. «**Егда убиваше я**, – сказует Псалмопевец, – **тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу; и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть**». Видишь ли, что и благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия. Не завидуй же благополучию; и не унывай в бедствии. Помышляй, что и тебе послано бедствие, или предохранить тебя от неблагодарности и забвения о Боге, до которых в благополучии могла бы довести привязанность к земным благам и удовольствиям; или очистить тебя от действительных грехов прошедших дней благополучных; или призвать тебя к высшей добродетели, чтобы не только сделать тебя более безопасным от ада, но и доставить тебе более светлый венец на небе. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 34-35 **Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу. И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть** Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы; потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу** **Егда убиваше я, тогда взыскаху Его** Когда Бог благодетельствовал им, они не хотели знать небесного дара, а когда наказывал, то становились благоразумнее. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 34-37 **Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть: и возлюбиша его усты своими, и языком своим солгаша ему: сердце же их не бе право с ним, ниже уверишася в завете его** Сими словами увеличивает преступление Израильтян. Ибо будучи изобличены во грехах, хотя и признавались, что праведно терпят наказание, однако не от чистаго **сердца** покорялися **Богу**, паче же гнусным притворством своим ругалися **Ему**. Таковое нечестие поистине неизвинительно было в них. Ежели человек с ума сшедший не чувствует глупых поступков своих, то ему прощается: а кто, принужден будучи признаться в повинности своей, пребывает неисправен, или употребя притворное умоление, тотчас обращается к тем же порокам, таковый доказывает неизлечимую злобу. Сего ради Пророк показывает, что казни, коими принужден был ожесточенный народ оный ко взысканию **Бога**, были необыкновенныя: и повествует, что Израильтяне не токмо изобличены были в беззакониях, но и возчувствовали важность избавления своего, которое вышло у них из памяти. Сим образом отъемлет у них всякий предлог ко извинению, аки бы сказал, что они не неумышленно или по неведению, но с намерением вероломство соделали, и тем привлекли на себя гнев Божий, так как и сам **Бог** на тот конец открыл им очи, и из тьмы извел на свет лицемерие **их**, дабы яснее увидели пагубную злость свою. Обличая же лицемерие **их** и показывая, что они не от прямаго **сердца** признали вину свою, и не дали славы **Богу** за избавление **их**, глаголет: **возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему**, не потому, чтоб не было в них признания, но что исповедание уст, не от **сердца** происходящее, было притворное. Сего ради открывая причину и источник притворства, присовокупляет: **сердце их не бе право пред Ним, ниже уверишася в завете Его**: аки бы сказал, что все то есть ложь и обман пред **Богом**, что не от чистаго и прямаго **сердца** происходит. А понеже таковое чистосердечие повсюду требуется в законе, сего ради яко преступников и вероломных обличает всех тех, кои не чтут завета Божия с надлежащею верностию. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу** //Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их// Как только евреев постигали бедствия, они //"с раннего утра"//, тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 34–37 **Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в Завете Его** В этих стихах пророк изображает лицемерное отношение израильтян к Богу, во время сорокалетнего странствования их по пустыне. Как добрый отец проводит за руку малых детей своих чрез неизвестные и опасные места, так Господь Бог вел израильтян в обетованную землю, чрез суровую и бесплодную пустыню. На этом пути их. Господь Бог являл им различные благодеяния и скорую своевременную помощь, а они, вместо благодарности, выражали недовольство и ропот. Он творил многие и различные чудеса для них, а они не признавали в этих чудесах силы Божией и не веровали словам Его. А когда подвергал их, за такое упорство в неверии и нечестии, жестоким наказаниям, даже смерти, **егда убиваше их** [[old:ps:077:31|(ст. 31)]], они искали Его, обращались к Нему с молитвою и с раннего утра (**утренневаху**) прибегали к Богу; они вспоминали тогда, что Бог – прибежище им и таинственный помощник во всех нуждах их, что **Бог Всевышний есть их избавитель** от всяких бед. Но все это было только минутным выражением сознания силы Божией, а не искренним обращением к Богу: они льстили Ему **устами своими**, только на словах выражая любовь (**возлюбиша Его**) к Нему, и **языком своим лгали Ему**. Они поступали так же, как и современные Исайи потомки их, которых от лица Божия сей пророк обличает в таких словах: «//Этот народ приближается ко мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня//» [[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]. Так и у израильтян, ведомых Богом в обетованную землю, **сердце было не право** пред Господом, и они не были верны Завету Его, который постоянно нарушали. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]