[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 40-41 **Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша** Пророк удивляется и безмерности и глу­бине нечестия иудеев, тому именно, что они не только многократно огорчали Бога, но что делали это в пустыне, где следовало бы им больше всего сокрушаться и взирать на небо, так как здесь никто не мог их ни обмануть, ни обольстить, что возможно в городах; что были высокомерны и прогневали Его в **"безводной"**, где им, тер­певшим жажду, следовало быть смиренными. Затем, и обратившись, они обратились не к благочестию, а к другому нечестию, потому что искушали Бога (а было безумием искушать всеведущего) и оскорбляли **"Святого Израилева»**, то есть Христа, о котором и Исаия говорил: //«кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый»// [[old:is:40:25|(Ис.40:25)]], предвозвещая крест, потому что таким же образом указал на него и Христос. Почему же они в пустыне не только раздражили Бога, т.е. Отца, но оскорбили и Святого Израилева, т.е. Сына? Потому, что камнем был сопутствовавши им Христос, а они не верили, мо­жет ли Он извести из камня и дать им воду, так что и Моисей говорил: //«послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?»// [[old:chis:20:10|(Числ.20:10)]] Поэтому-то Бог, разгневавшись на них, сказал: //«за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою»// и т.д. [[old:chis:20:12|(Числ.20:12)]]. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 40-41 **Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражиша** Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи, то обоготворили тельца, то //«причастишася Веелфегору»// ([[old:ps:105:28|Пс.105:28]]), а иногда помышляли похитить власть у великаго Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово. ===== Евфимий Зигабен ===== **Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней** Очень часто, как это можно видеть из самой истории. Смотри на лукавство их. Ибо не только часто огорчали Его, но и в пустыне и в земли безводной прогневляли Его, когда вследствие своей беспомощности должны были особенно служить Ему, а вследствие нужды смиряться пред Ним и молиться Ему. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 40-41 **Колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней? и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша** Подтверждает предыдущее изречение, показывая, что Израильтяне, будучи в **пустыне**, безчисленными грехами раздражили Бога, так что тысящекратно надлежало бы им погибнуть, ежели бы **Бог** тысящекратно не был милостив к ним. А вопрос еще выразительнее изображает, что Израильтяне не полагали конца и меры грехам своим. Имя **пустыни** содержит в себе обстоятельство как места, так и времени. Откуду наипаче обличает Пророк, во-первых, неблагодарность Израильтян, потому что, имея в свежей памяти благодеяния, да еще и повседневно взирая на оныя, ни мало не хотели удержать себя в порядке; потом осуждает необузданное стремление к порокам, потому что в короткое время толико грехов соделали. В том же разуме вскоре за сим присовокупляет, что и вторично еще не устрашились искусить **Бога**. Ибо глагол,** обратишася**, не перемену на лучшее, но безпрерывную цепь грехов означает здесь. А преносным выражением заключения в пределы изображает, коль несносную обиду **Богу** наносят люди, искушающие Его. Он говорит, что когда народ по прихоти своей дерзнул предписывать **Богу** законы, то тем как бы свергнул Его с престола, заключил во узилище и безпредельную силу Его стеснил заклепами неверия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней** И если бы Бог не был бесконечно милосерд и не взял во внимание человеческой слабости, то они не мало-помалу вымерли бы, но вдруг и насильственною смертию Он истребил бы их; потому что они многократно вызывали Его на это. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 40–41 **Колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша** В вопросительной форме пророк выражает здесь удивление тем, как многократно Господь щадил и прощал израильтян, несмотря на то, что они многократно и, можно сказать, постоянно оскорбляли и раздражали Его в пустыне (**в земли безводней** – то же, что и «в пустыни»); а Он не только прощал, но и благодетельствовал им. И несмотря на все чудеса Его и благодеяния, они снова обращались к тому же неверию и своим ожесточением в неверии снова искушали Бога и оскорбляли **Святаго Израилева**, т.е. Того, Который достоин самого высокого почитания и благоговения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]