[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:49 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми** Разумеет ангелов злых не по природе, и не по расположению воли, потому что такими ангелами Бог для служения не пользуется; пророк назвал их злыми потому, что они по Божию повелению приносили бедствия и несчастья. Вот почему тот же самый псалмопевец называет злым и день суда, как исполненный печали и бедствий для грешников. //"Блажен//, – говорит он, – //помышляющий о бедном [и убогом!] В день лютый избавит его Господь»// [[old:ps:040:02|(Пс.40:2)]]. В этих стихах пророк упоминает гнев и ярость, а потом опять: **«ярость и гнев и скорбь»**. Этим он обозна­чает не что-нибудь различное, хотя повторяет одинаковые выраже­ния, и не напрасно он указывает этим на безмерность гнева Божия. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми** //«Яростию и гневом и скорбию»// Пророк назвал жестокия казни. А //«лютыми аггелами»// – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым ([[old:ps:040:01|Пс.40:1]]) называет день наказания. То же дал разуметь и //Симмах//; ибо вместо: //«лютыми аггелы»//, перевел: //аггелами мучащими//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми** **Посла на ня гнев ярости Своея** Под //гневом ярости// нужно разуметь высочайшую степень гнева. **Ярость и гнев и скорбь** Этими именами называет посланные на них наказания и казни. Бог чужд страсти гнева, и потому под //яростию// нужно разуметь меньшее наказание, а под //гневом//— большее, а под //скорбью//—еще большее. **Послание **(посольство)** ангелы лютыми** Все это послано и совершено было злыми ангелами. Называет же злыми не по природе их или избранию, но потому что они зло производят, труд и бедствия. //Лютыми// же здесь называет потому, что приносят наказания. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми** См. Толкование на [[old:ps:077:44#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 77:44]] ===== Лопухин А.П. ===== **Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми** //По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине// //"Посольство злых ангелов"// - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 49–51 **Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощади от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякого труда их в селениих Хамовых** Выражение **гнев ярости** означает высшую степень гнева Божия, излившегося на египтян, которое потому с еврейского переведено: «послал на них пламень гнева Своего». Слова **ярость и гнев и скорбь** означают: первое – негодование, как начало и/или первую степень гнева, второе – ярость, как высшую и сильнейшую степень его, и третье – бедствие (скорбь), как последствие посланного на египтян гнева Божия. «**Яростию и гневом и скорбию** пророк назвал, – по словам блж. Феодорита, – жестокие казни, а **лютыми ангелами** – служителей казни, **лютостию** именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. То же разумел и Симмах (один из древних переводчиков псалмов); ибо, вместо **лютыми ангелы** перевел: ангелами мучащими» [6, с. 374], т.е. что Господь послал казнь на египтян через добрых ангелов. В псалме дополнено то, о чем не досказано у Моисея [[old:ish:12:29|(Исх. 12:29)]]. Выражение: **Путесотвори стезю гневу Своему** – с еврейского переведено: «Уравнял стезю гневу Своему», т.е. отстранил с пути всякое препятствие (как например, Свое милосердие, любовь к людям), которое могло воспрепятствовать излиться гневу Его на египтян и не охранял (**не пощади душ их от смерти**). **Душами** называет жизнь тех египтян, которые обречены были на смерть. Ангелов Божиих, посланных для совершения казней, пророк называет **гневом** Божиим, как исполнителей сего гнева. Псалмопевец-пророк в речи своей, по-видимому, не следует тому порядку, в каком различные казни египтян описаны у Моисея, а потому, сказав о ниспослании на египтян сильного гнева Божия, повторяет опять то же об истреблении скотов египетских (**и скоты их в смерти заключи**), что уже выше [[old:ps:077:48|(в ст. 48)]] сказал, именно, – что скот их предал Господь Бог моровой язве. Словами [[old:ps:077:50|50-го]] стиха пророк указывает, без сомнения, на ту казнь, которою одновременно поразил Господь и «людей и скотов» [[old:ish:09:25|(Исх. 9:25)]]. А далее, в [[old:ps:077:51|51-м]] стихе, говорит уже о десятой и последней казни, об истреблении первенцев (**всякое первородное**) в земле египетской, причем первенцев у людей, для отличия от первенцев у животных, называет **начатком всякаго труда их**, что в переводе с еврейского названо «начатками сил». В перворожденных сыновьях заключается надежда на дальнейшее продолжение рода; они потому и составляют основание, или силу, всякой семьи и целого народа. По другим, **начаток** означает самое лучшее, самое дорогое. А **трудом**, говорит Зигабен, называет имущество их, как приобретенное трудом, дети составляют также приобретение (см. [[old:gen:04:01|Быт. 4:1]]) [7, с. 626]. **Селениями Хамовыми** названы здесь жилища египтян, или вся земля египетская [[old:ps:104:23|(Пс. 104:23]], [[old:ps:104:27|27]]; [[old:ps:105:22|Пс. 105:22)]]: Египет у евреев Мицраим, а Мицраим, основатель Египта, был сын Хама, сына Ноева. Таким образом, вся речь пророка, обращенная к израильтянам и, в частности, к ефремлянам, показывает, как они подражали своим предкам, исшедшим из Египта, в грубой непокорности к Богу и в вероломных отношениях к Нему, как забыли о чудесных казнях, сопровождавших милостивое избавление их Богом от руки гонителя фараона, как Господь послал на египтян пламень гнева Своего и негодование, и ярость, и бедствие, посольство ангелов-мучителей, как уравнял **стезю гневу Своему**, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве, как поразил всякого первенца в Египте, **начатки сил** (от человека до скота) в шатрах Хамовых, или, что то же, в домах египтян. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]