[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:69 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век** **И созда яко единорога святилище Свое**. **Святилищем** называет Божественный храм, созданный в Иерусалиме. А единорог есть зверь неодолимый, потому что имеет на лбу острый рог и им убивает всякого зверя. Поэтому Псалмопевец говорит, что, когда построен Божественный храм, все народы оказались уступающими силе, в нем пребывающей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век** Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвер­жден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион но­вый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у языч­ников, пребывающих в нечестии, но //«один Господь, одна вера, одно крещение»// [[new:ef:04:05|(Еф.4:5)]], почему //«и врата ада не одолеют ее»// [[new:mf:16:18|(Мф.16:18)]], под которыми разумеются еретики. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век** **и созда яко единорога святилище Свое** Говорят, что единорог вооружен одним рогом. Единому покланяться Богу учил и закон. Посему Пророк справедливо единорогу уподобил единый храм, посвященный единому Богу. **на земли основа и в век** А //Симмах// перевел так: как землю, которую основал в век. И другие толковники выражают туже мысль. Посему говорит: как одну создал землю, так повелел один создать храм Иудеям. ===== Евфимий Зигабен ===== **и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век** **и созда яко единорога святилище свое** //Созда// вместо// созиждет//. Ибо здесь пророчествует о храме, который Соломон имел построить в Иерусалиме и о будущем царстве в колене Иудовом. Ибо Бог открыл: //и возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уставлю царство его. Той созиждет дом имени моему и управлю престол его до века// [[old:2ts:07:12|(2 Цар. 7,12-13)]]; а сей храм, по словам //Афанасия//, назвал здесь святилищем. Выражение: как единорога – неполное, ибо для полного чтения недостает слова рог, чтоб было: как рог единорога. Ибо как рог у единорога один, весьма велик и красив, и крепок; так и созданный Соломоном храм был единственным на всей земле и orpoмнейший, и прекрасный и, по своему устройству, крепкий и один составлял приношение Единому Богу. **на земли основа и в век** Бог, говорит, утвердит колено Иудово на той земле, в которой оно обитало, так что оно не 6удет изгнано из нее врагами. – //Во век// – значит: навсегда, впрочем не собственно так говорится, но по принятому употреблению; потому что оно было нисколько раз изгоняемо из Иерусалима сперва Вавилонянами, а потом Римлянами. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в век** См. Толкование на [[old:ps:077:67#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 77:67]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век** **Яко единорога**; смысл: Он основал Свое святилище, как рог единорога, так несокрушимо. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в век** //"Устроил, как небо, святилище Свое"//. Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой – небесной. Пребывание Господа на Сионе – вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в век** См. Толкование на [[old:ps:077:67#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 77:67]] [<10>]