[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:70 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 70-71 **И избра Давида раба Своего, и восприят Его от стад овчих: от доилиц поят Его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое** Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и **"от стада овец"**, а не от стада, так как у Христа много стад – людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т.е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, //«Господи, были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле»// [[old:is:26:18|(Ис.26:18)]]. Вот откуда взят Христос. Для чего? **«пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое»**, т.е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: //«Господь пасет меня и ничего не лишит меня"// [[old:ps:022:01|(Пс.22:1)]]. Послушай и Христа: //«Я есмь пастырь добрый»// [[new:in:10:11|(Ин.10:11)]]. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И избра Давида раба своего, и восприят его от стад овчих** Дивен Бог наш в избранных Своих; Он избирает их не из знатных и великих мира сего, а всегда почти из простого состояния – оттого, что здесь чаще всего живет смиренная простота и незлобие, редкие в людях знатных. И меня почти так же //от дворов овчих привел// Господь //пасти народ Свой//. Но не стыжуся этим; в очах Божиих все состояния хороши и почтенны. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И избра Давида раба Своего, и восприять его от стад овчих** Сим в одно и тоже время дал видеть, и добродетель Давида, наименовав его рабом Божиим, и щедрость Бога, Который пастыря овец соделал царем. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 70-71 **И избра Давида раба своего, и восприят его от стад овчих. От доилиц **(хождения за родящими)** поят его** Замечай, читатель, как блаженный Давид по любви к истине рассказывает здесь о своем состоянии, не стыдясь сказать, что он не был совершенный пастырь, но был ниже самого пастыря. Ибо ходил позади рождавших овец, что свойственно не пастырю, но слуге пастыря, или, лучше сказать, Давид говорит то, что унижает его, а что возвышало его, о том, по своему смирению, умолчал. Так он умолчал о мужестве своем, по которому умерщвлял медведиц и львов и о единоборчестве своем с Голиафом и по над ним. Посему и //Феодорит// с //Никитою// говорит: И это высшая степень божественного дара, что он удостоил такого благодеяния того, который не был даже совершенный и значительный пастырь, но слуга пастушеский, следовавший за рождающими овцами и был столько ничтожен, что даже к пастушеской должности не имел способности, но исполнял дело отрока, а не пастыря. И по словам //Афанасия//: Восприяв, говорит, его по причине пастырского знания и сведения хорошо соблюдать рождавших овец, поставил пастырем словесных питомцев; из овчаря произвел царя. //Симмах// вместо: от хождения за рождавшими, перевел: ходившего за плодными. Слова //Исихия//: Давид был отцом и образом Христа; почему и взят не от стада, но от стад овечьих; потому что много стад у Христа, одни человеческие, другие ангельские и других разумных и невидимых сил, которые и плодны, т. е. полны плодов, ибо бесплодного стада Он не имеет, но все плодородные по причине страха к Нему и рождающие спасение. Почему и Иcaиa говорит: по причине страха Твоего, Господи, мы во чреве прияли и родили дух спасения, который произвели на земле. Слова //Феодора//: Ибо обыкновенно преимущественно отроки пасут вновь рождающих овец (в издан. Своде). **Пасти Иакова раба своего и Израиля достояние свое** Бог, говорит, избрал раба своего Давида //пасти//, т. е. царствовать над народом своим Иаковом. Слово: пасти, есть переносное, потому что как пастырю надобно иметь старание об овцах своих, так и царь должен пещись о народе своем. А выражение: //Израиля—достояние свое//, есть одно и то же с вышесказанным, это вид повторения, который свойствен еврейскому языку. О достоянии же мы сказали в [[old:ps:077:62|62]]м стихе. Слова //Исихия//: Пасти народ из язычников, который есть Иаков, потому что он запнул иудеев, взял первородство их, он же есть и Израиль, потому что зрит Бога во время таинств лицем к лицу. А что Бог пасет, то послушай о сем слова Христовы: Я есмь пастырь добрый (в издан. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 70-72 **И избра Давида раба своего, и восприят его от стад овчих: от доилиц поят его, пасти Иакова раба своего, и Израиля достояние свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** Упомянув о храме, прилично упоминает и о царстве. Ибо сии две части были особенными знаками Божия милости, оказанныя во избрании колена Иудова, якоже и Христос, дабы принесть совершенное спасение роду нашему, явился Царем и Священником. О низком состоянии **Давида**, возведеннаго **от стад овчих** на царский престол, не без причины же упоминает: ибо сия перемена немалым служит доказательством Божия милости. А сию милость не к одному лицу **Давидову**, но ко всем сынам Авраамовым относит, дабы показать, что все достоинство их проистекает из одного источника – милосердия Божия. Ибо вся слава и все благополучие Израильскаго народа содержалось в царстве и священстве, из коих и то и другое приписывает единому благоволению Бога. По сей причине и началу царства Христова надлежало быть смиренному и уничиженному, дабы сообразно было прообразованию **своему**, и дабы все ведали, что Бог никаких внешних пособий не употребил к совершению спасения нашего. За сим чрез другое обстоятельство прославляет Божию милость, показывая, чего ради **Давид** из пастыря овец сделался пастырем избраннаго народа и достояния Божия. Ибо Дух Святый хотел показать чрез сие, колико законные цари и пастыри разнствуют от незаконных похитителей власти. По сих присовокупляет, что **Давид** верно исполнил должность, на него возложенную, чрез что прикровенно укоряет неблагодарность и злобу Израильскаго народа, который не токмо сей священный и неприкосновенный Божий устав разрушил, но и, свергнув спасительное иго, подверг себя бедственному разсеянию. Следующия за сим слова, о разуме рук, хотя сказаны не собственно, однако Дух Святый ясно изображает, что **Давид** не токмо счастлив и благоуспешен был в своих делах, но и управляем Духом Святым, так что он руки свои ни к какому делу безразсудно не простирал, но все то, к чему должность и вера призывала, с благоразумием и осторожностию делал, и потому в успехе дел его больше похваляется мудрость, нежели счастие. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 70-72 **И избра давида раба своего, и восприят его от стад овчих: от доилиц поят его, пасти Иакова раба своего, и Израиля достояние свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** В личности Давида отмечается простота его прежней жизни (//"взял от дворов овчих"//), чистота нравственная (//"чистота сердца"//) и мудрость (//"руками мудрыми водил евреев"//). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением - гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 70–72 **И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих: от доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** Для богослужения на земле Господь Бог избрал в колене Иудовом гору Сион, а для управления достоянием Его в том же колене Он избрал Давида, сына Иессеева, взятого от овечьих стад, которые он пас. Как младший из пастухов, Давид приставлен был к **доилицам**, т.е. к овцам, рождавшим и кормившим детей своих, так что и между пастухами он занимал самое низшее место. И вот из такого-то низкого состояния Бог избрал раба Своего Давида **пасти**, т.е. царствовать, над народом Своим – **над Израилем, достоянием Его**. И **упасе я**, т.е. он пас в **незлобии сердца своего**, царствовал над израильтянами с простотою и кротостью, и незлобием сердца своего, и благоразумными действиями (**в разумех руку своею**) и распоряжениями мудро управлял подчиненным ему народом. Таким образом, проследивши все содержание псалма, во всех его выражениях и отдельных изречениях, названных самим составителем его притчами [[old:ps:077:02|(ст. 2)]], и достаточно уяснивши себе смысл и значение этих притчей, можно видеть, что он действительно представляет собою поучительную песнь, в которой псалмопевец (как мы видели, современный Давиду пророк Асаф), рассмотрением древнейшей истории народа израильского, от времени исшествия его из Египта до царствования Давида, старается предостеречь своих современников от неверия и непослушания отцов их и побудить к надежде на Бога и соблюдению Закона Божия. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]