[<10>] ====== Толкования на Пс. 78:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** Хорошо пророк указал на славу Божию, так как не мог поставить на вид праведности народа; а слова имени Божия и выражается в мило­сердии к грешникам, почему Бог и называется щедрым, милостивым и долготерпеливым. Так Моисей говорит: //«и сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»// [[old:ish:34:05|(Исх.34:5–6)]]. Видишь, что молитва обращена здесь к Христу? Он назы­вается не только Богом, но и прямо Спасителем. Он есть и слава имени Бога, т.е. Отца, почему и Павел назвал Его //сиянием славы Отца// [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]]. И дальнейшие слова ясно показывают, что речь идет о Христе. **Избавь нас и очисти грехи наши имени ради Твоего.** Кому свойственно очищать ради собственного имени грехи, как не Христу, Который прио­брел очищение? Он снискал очищение грехов иудеев, когда распи­наемый говорил Отцу: //«Отче! прости им, ибо не знают, что делают»// [[new:lk:23:34|(Лк.23:34)]]. Потому и Павел говорит о Нем: //«которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде»// [[new:rim:03:25|(Римл.3:25)]]. Милостивым же к грехам иудеев Он является не только ради их самих, а го­раздо более ради язычников, чтобы последние, не зная милосердия Божия, не сказали: //«Где Бог их?»// и не впали бы в обман в силу сво­его неверия, а напротив, чтобы, познав это милосердие, руководились им, обращались бы со всем усердием и спасались. **//Беседа на псалом 78.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога, и даруется ему отпущение грехов; по этой причине святой Давид, представляя воззрению Бога опустошение и бедственное состояние души всякого человека, произведенное греховной жизнью, умоляет от лица всех человеков о помиловании, говорит: «**помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наши имене ради Твоего**». //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** См. Толкование на [[old:ps:078:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 78:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** **Помози нам, Боже, Спасителю наш** Мы, говорит, рабы твои, Господи, обеднили, потому что потеряли все блага, которые имели, как телесные, так и душевные, т. е. добродетели. Спасителем называет Бога, как спасавшего их многократно от различных злоключений. //Никита// говорит: Хорошо сказано: да предупредят, потому что совершенно близ погибели находятся и не могут подняться, если не предупредит милость. //Исихий//: Ничто так не делает человека нищим, как грехи; и еще беднее делается он, когда ко rpеxy присоединяется нечестие, потому и просили о том, чтобы поспешили к ним щедроты Божии, дабы не погибнуть чрез отчаяние по причине крайней бедности. Здесь молятся ко Христу; ибо Он не только Богом, но и Спасителем преимущественно назван, Он и слава имени Бога Отца, почему и Павел нарек Его сиянием славы Отца. **Славы ради имене Твоего, Господи, избави ны и очисти грехи наша имене ради Твоего** Хотя, говорит, мы и недостойны милости Твоей; но Ты, Господи, избавь нас ради славы имени Твоего, т. е. чтобы не показалось язычникам имя Твое бесславным и бесчестным. Ибо они будут поносить имя Твое, что оно бессильно и не может избавить народа своего. И очисти грехи наши ради имени Твоего—это свойственное еврейскому языку повторение. Ибо одно и то же значит: избавь и очисти; когда Бог делается милостивым ко грехам, тогда избавляет. Слова //Исихия//: И ради чего? ради, говорит, имени Божия, т. е. Христа, Который и очищением назван: Он доставил rpехам иудеев очищение, когда, будучи распинаем, взывал к Отцу: Отче! отпусти им, ибо не знают, что Делают (в изд. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** Здесь показывает, каким образом милость Божия предваряет нас; сие же творит образом молящагося, а не учащаго: **Помози**, глаголет, **нам Боже Спасителю наш**, то есть, предвари нас щедротами Твоими, помогая нам в делании правды ко избежанию **грехов** будущих, и в приношении покаяния ко очищению **грехов** прешедших. Употребляет глагол **помози**, дабы показать, что свобода воли чрез помощь благодати не токмо не отъемлется, но еще более укрепляется; никтоже бо приемлет помощь, разве тот, кто и сам нечто творит, содействуя благодати. Потом присовокупляет причину, чего **ради** требует помощи: **славы ради имене Твоего**, то есть, не **ради** заслуг наших, но **ради славы** Твоея избави нас от належащаго бедствия: и да сотвориши сие, **очисти грехи** наша, ихже **ради** сие гонение терпим. Обоих же просим не **ради** правды и заслуг наших, но **ради славы** Твоея. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** //"Помоги нам... ради славы имени Твоего; избавь нас... ради имени Твоего"//. При господстве среди древних народов религиозных воззрений, влиявших на строй их гражданской жизни, быта семейного и общественного и определявших отношение к другим народам, значение и сила каждого племени определялась силой его национального бога. Победа одного народа над другим обозначала, что бог победителя выше бога побежденного племени, над которым считали вправе смеяться. Той же участи подвергался и еврейский народ после победы над ним вавилонян; еврейский Бог являлся в глазах победителей слабее их национального бога, почему и поношения еврейского Бога были естественны. Писатель скорбит о таком унижении истинного Бога и молит помочь своему народу для того, чтобы Его имя не хулилось язычниками. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего** См. Толкование на [[old:ps:078:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 78:8]] [<10>]