[<10>] ====== Толкования на Пс. 78:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 10-12 **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя. Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных. Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи.** **Да не когда рекут языцы: где, есть Бог их?** Хотя множество грехов наших и препятствует нашему спасению; но соделай его ради имени Твоего, ради поношения, **имже поносиша Тя,** ради **крови раб Твоих пролития,** ради **воздыхания окованных.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя** Почему пророк хочет, чтобы отмщение стало известно языч­никам? Потому что оно должно было совершиться над демонами, ко­торые кровь, т.е. души рабов Божиих, иудеев, осквернили идоло­служением. В чем же состояло мщение? В ниспровержении идолов, в сожжении бесовских храмов, которое совершается пред глазами иудеев; они видят совершающееся, но остаются безучастными. Напро­тив язычникам отмщение ведомо; они знают, какою рукою и чьею это производится и совершается, и приписывают погибель видящих кресту Христову. **//Беседа на псалом 78.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя** **«Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?»** Другие же толковники представляют сие как уже совершившееся. Для чего говорят язычники: где есть Бог их? То есть, то меня печалит, то уязвляет болезненнее всякаго острия, что язычники осмеливаются хулить Тебя, и издеваясь говорить: где Бог ваш? где Бог, о Котором говорите, что Он казнил Египет, разделил море, и совершил все прочия великия и славныя дела? **«И да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя».** Посему умоляем, пусть понесут они наказание за убийство, а все прочие вместе с нами увидят правдивый Твой приговор и гнев Твой, за умерщвленных Твоих служителей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя** **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их** Сии слова ясны; их изъясняют выше сказанные: ради славы имени Твоего. Слова //Феодорита//: Это, говорит, меня оскорбляет, это меня пронзает острее копья, что язычники дерзко злословят Тебя и с ругательством говорят: где Бог ваш, о котором вы говорите, что Он казнил за вас египтян, разделил море, а вам дал переход и все другое многое и преславное сделал? И //Никита// присовокупляет: Хотя говорит и препятствует нашему спасению множество грехов, но ради Твоего имени сотвори нам оное, по причине поношения ими Тебя, по причине пролития крови рабов Твоих и стенания окованных. **И да увестся во языцех пред очима нашими отмщение крове раб Твоих пролитыя** Да откроется, говорит, Господи, язычникам сделанное Тобою отмщение им, за пролитую ими кровь верных рабов Твоих; и да откроется оно еще при жизни нашей, что выражено словами: пред очами нашими. Слова //Исихия//: Почему желает, чтобы сделалось известным мщение язычникам? Потому что оно имело быть против демонов, повредивших идолопоклонством кровь (т. е. души); какое же было мщение? разрушение идолов, сожжение диавольских храмов. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст.10-11 **Да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя. Да внидет пред тя воздыхание окованных: по величию мышцы твоея снабди сыны умерщвленных** То есть: того ради молим избавити нас от належащих зол, да не како **рекут** безумные язычники, что Ты или немощен, или боязлив, или не веси, что творится с народом Твоим. Яви убо правосудие Твое, да сии восприимут достойную казнь за излияние неповинныя **крове**, вси же прочии да узрят купно с нами праведный суд Твой, постигший врагов, избивших **рабы** Твоя, и тако во всех **языцех да** уведано будет **отмщение крове**, неповинно излиянныя. Молим еще: воззри милостивым оком и на тех, кои хотя в живых обретаются, однако в оковах заключены будучи, со дня на день смерти ожидают, и сего ради воздыхают к Тебе: **да внидет пред Тя воздыхание окованных**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя** Да совершит Господь поразительное (**да увестся**) отмщение язычникам, седмерицею да воздаст им и тем снова да поможет Своему народу, который тогда будет прославлять Его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя** //Не дай язычникам издеваться над Твоим именем, накажи их за поношение Тебя, а мы будем возвещать в род и род хвалу Тебе// //"Где Бог их?"// Вопрос иронический. Язычники победители спрашивают - где же тот Бог, на силу Которого надеялись иудеи? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да не когда рекут язы́цы, где есть Бог их? И да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя** Продолжая в этом стихе свою молитву к Богу, пророк говорит: Боже, Спасителю наш! Окажи нам помощь против язычников, восставших на нас, чтобы не говорили они: **где Бог их**? Может ли Он защищать и спасать их и знает ли о том, чему они подверглись? Яви же, Господи, Твою силу и Твое правосудие, соделай так, чтобы враги наши восприняли достойную казнь **за пролитую** ими** кровь рабов Твоих**, и чтобы всем другим народам стал известен Твой праведный суд, **пред глазами нашими** постигший врагов наших, за все ими причиненные нам бедствия. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]