[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися: пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас** **Пасый Израиля вонми**. Тебя, Владыко, подобно пастырю промышляющего о народе, умоляю внять молению моему. **Седяй на Херувимех явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием**. Во время шестой Скинии шли сперва три колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; с южной же стороны следовали другие три колена: Ефремово, Вениаминово и Манасиино; а на златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия, и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манасием, даруй спасение всемогущей силою Твоею. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися** Видишь, как с этим согласуются слова Господа, которые сказал Он в евангелии: //«Я есмь пастырь добрый»// [[new:in:10:14|(Ин.10:14)]]. Но почему пророк, оставив всех других, ука­зывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род раб­ствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умо­ляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися** **Пасый Израиля вонми** Тебя, Владыка, подобно пастырю, промышляющему о народе, умоляю приять прошение мое. **наставляяй яко овча Иосифа** Ты Иосифа, как некиими волками, уловленнаго братьями, избавил из рук их, препроводил в Египет, и превознес над злоумышлявшими. Так Пророк, изобразив попечение Божие об Иудеях, переходит к изображению общаго Божия владычества. **седяй на Херувимех явися** Поелику их одних некия изображения великий Моисей поставил во святая святых, и среди них поместил очистилище, от котораго бывало первосвященникам некое Божественное явление; то Пророк кстати упомянул здесь о Херувимах, и умолял явиться Седящаго на них. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися** **Пасый Израиля вонми** Израилем здесь называет или патpиapxa Иакова, потому что Бог обещал хранить его и быть с ним, или происходящей от Израиля народ; как мы сказали в предыдущем псалме, при изъяснении [[old:ps:077:52|52]]го стиха: и повел их (народ Израильский), как стадо в пустынь. А пасущий, означает пасшего, прошедшее время вместо настоящего. Другой говорит: Удивительную выразительность имеет слово: внемли. Нелепость, говорит, действий против нас не требует слова, или изъяснения, но только одного воззрения. Ибо довольно только внять и увидать, чтобы подвинуться на защиту против столь жестоких врагов наших. Для сего то и назвал Бога пастырем, а народ овцою, чтобы молча указать в нападающих на него волков и испросить у Бога попечения. Смотри и замечание на [[old:ps:076:20|20]] стих 76го псалма. Слова //Феодорита//: Тебе, Владыко, на подобие пастыря о народе своем пекущемуся предлагаю принять мою молитву. Ты, который водил, как овцу, Иосифа, попавшегося братьям как волкам, и, освободив его от рук их, ввел в Египет и поставил выше враждовавших против него. **наставляяй, яко овча, Иосифа** Речение: //Наставляяй// – водящий здесь стоит вместо: водивший по замену времен – прошедшего настоящим. Иосифом здесь называет или его самого, так как он руководствовал его во всех его обстоятельствах, как пастырь водит овец своих; почему и написано: и Господь был с Иосифом [[old:gen:26:21|(Быт. 26,21)]], или Иосифом называет весь народ, так как Иосиф называется как бы отцом всего народа. Так в [[old:ps:076:16|16]] стихе 76го псалма говорит об Иудеях: сынов Иакова и Иосифа, где и смотри изъяснение сих слов. **седяй на Херувимех, явися** См. Толкование на [[old:ps:079:03#evfimij_zigaben|Пс. 79:3]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися** Пророк начинает псалом от призывания Бога, и молится, дабы услышал молитву и воззрел на народ Свой. **Пасый Израиля! вонми**. Аки бы сказал: Ты, о Боже, Который управляеши и пасеши Израильские люди, услыши молитву, юже возсылаю о них. Потом повторяет первую часть, и подразумевает вторую: **наставляяй яко овча Иосифа**. То есть: Ты, Который пасеши народ, происходящий от **Иосифа**, яко стадо овец, – услыши молитву, юже именем Израиля и **Иосифа** возсылаю о том же народе. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися** При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь, Пастырь народа – величественный, всемогущий (**седяй на херувимех**) славно явил свою спасительную власть в отношении к Своему народу. **Пасый** с евр. «пастырь»; ср. [[old:ps:022:01|Пс. 22:1]]. Иосиф означает здесь, конечно, весь народ; ср. [[old:ps:076:15|Пс. 76:15,]] [[old:ps:080:06|80:6]]. Иосиф спас отца и братьев, а чрез них и весь народ, от голодной смерти, потому он и называется //пастырем и твердынею// Израиля [[old:gen:49:24|(Быт. 49:24)]], и не перечисляется вместе с братьями, но его имя стоит подле имени Иакова; как имя Иакова стоит вместо имени всего народа, так и имя Иосифа. **Седяй на херувимех** – херувимы здесь символы всех тварей (ср. к [[old:ps:017:11#ep_irinej_orda|Пс. 17 ст. 11]]). Сидение на них Бога – образ Его господства над всем созданием; поэтому «седящий на херувимах» – всемогущий и славный Бог и Царь. – **Явися** с евр. «возсия» (с намеком на светлое облако над херувимами во святом святых), т.е. покажи Свое величие, Свою власть, как Царя и Судии, оказав помощь Своему народу против его врагов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися** //Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся// Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - //"Восседающий на Херувимах"//. Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва //"яви Себя"// означает - поспеши придти со Своею помощью. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Пасый Израиля, вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися: пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас** Обращаясь с молитвою к Богу, пророк-псалмопевец называет Господа Бога пастырем, **пасущим** народ Свой – **Израиля**, – и просит внимания, или услышания своей молитвы. Ты, о Боже! говорит он, Который управляешь израильским народом, как Пастырь, пасущий свое стадо, и водишь потомство Иосифово, как овечку, вонми молитве моей. В выражении: **наставляяй яко овча Иосифа** – заключается повторение мысли предыдущего изречения, потому что как имя Иакова, или Израиля, стоит вместо имени всего народа израильского, так и имя Иосифа, сына его, означает имя того же народа (ср. [[old:ps:076:16|Пс. 76:16]], [[old:ps:080:06|80:6]]). **Наставляяй** (de ducens) значит: «волящий, наставляющий». По повелению Божию Моисеем устроена была скиния, или походный храм, и в ней кивот Завета на крышке которого поставлены были золотые чеканные херувимы, один с правой стороны крышки, а другой с левой. Таким образом, кивот Завета, на котором были изображения херувимов и среди них очистилище, где являлся иногда Бог первосвященникам, – представляется как трон, на коем невидимо восседает Господь, или как колесница Божия, везомая херувимами. Сообразно сему и в молитве своей пророк, представляя Бога на небесах восседающим на начальнейших ангелах, называемых херувимами, говорит: о Боже! Ты, Который **сидишь на херувимах, явись** нам ныне, т.е. откройся, что Ты пришел на помощь к тому народу, который окружен бедствиями. **Ефремом и Манассием** названы здесь два колена израильского народа: Ефремово и Манассиино, – происшедшие от двух сынов Иосифа, Ефрема и Манассии. А Вениамином – колено Вениаминово, происшедшее от единоутробного брата его Вениамина. Упомянув об Иосифе, пророк, по связи мысли, вспоминает о двух сынах его и о возлюбленном брате Вениамине, как вместе с Иосифом от одной матери рожденном. А в именах всех трех колен пророк разумеет весь народ израильский, за который ходатайствует пред Богом, чтобы ради Иосифа Господь преклонился на милость к роду потомков его, происшедших от сынов и брата его. Хотя колено Вениаминово во многих местах Священного Писания представляется составною частью царства Иудейского ([[old:3ts:12:21|3 Цар. 12:21]]; [[old:2par:11:01|2 Пар. 11:1]] и др.), но оно принадлежало ему не в полном составе, так что за домом Давидовым, по свидетельству 3-й книги Царств [[old:3ts:11:13|(3Цар. 11:13]], [[old:3ts:11:32|32]], [[old:3ts:11:35|35)]], оставалось, собственно, одно только колено Иудино; другою же своею частью, где лежали города Вефиль, Галгалы, Иерихон и проч., колено Вениаминово принадлежало царству Израильскому. Поэтому, в сопоставлении с коленами Иосифова дома, его следует считать представителем Израильского царства, а в сопоставлении с Иудиным коленом – царства Иудейского. Впрочем, поименованными коленами, по мнению блж. Феодорита, пророк означил здесь безраздельно весь народ израильский [6, с. 384]. Притом же нужно вспомнить, что названные три колена народа во время странствования по пустыне располагались станом всегда друг подле друга, непосредственно за кивотом [[old:chis:01:start|(Числ. гл. 1-2]] и [[old:chis:10:start|10)]]. Итак, говорит псалмопевец, восстань Ты, Господи, пред Ефремом и Вениамином и Манассиею и подвинь всемогущую силу Твою, которая, по причине долготерпения Твоего, как бы усыплена, находится без действия, и прииди, чтобы спасти нас от всех обстоящих нас бед. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]