[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Пророк делает свою речь яснее и показывает образ и причину пришествия Христова. Причина пришествия в том, чтобы мы обратились и исправились; образ – открытое явление, чтобы мы могли видеть Его лицом к лицу; иначе мы не могли бы и спа­стись, если бы Он не явился нам таким образом. Потому и пат­риарх Иаков говорил: //«я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя»// [[old:gen:32:30|(Быт.32:30)]]. Вот почему и Моисей просил, чтобы уви­деть Его таким же образом, не ради любопытства, а потому что, как пророк, он знал, что в этом заключается спасение людей; а не просил о том, чтобы увидеть чистое божество, так как на это лицо Божие не в состоянии никто взирать, как говорит сам Бог [[old:ish:33:20|(Исх.33:20)]]. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Чтобы жизнь наша была богоугодная, Бог Сам должен обратить нас к Себе и просветить на нас лице Свое. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** **«Боже»** сил **«обрати ны»**. Освободи от рабства, и даруй возвращение. Потом показывает удобность сего дела. **«Просвети лице Твое, и спасемся»**. Достаточно – явиться Тебе, чтобы прекратить бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, обрати ны, просвети **(яви)** лице Твое и спасемся** Обрати, говорит, нас, Господи, от печали к радости или от бегства от врагов наших к сопротивлению им, или из рабства в свободу, или с чужой земли в свое отечество, или обрати нас к Тебе и к твоим хотениям Твоим содействием. Ибо обратитесь ко Мне, говорит Господь, и обращусь к вам [[old:zah:01:03|(Зах. 1,3)]]; и только яви лице Твое, и сего достаточно для нашего спасения. Это выражение переносное, взято от того подобия, что когда полководец и победитель является на брань, войско его ободряется, а противники бегут и бывают побеждаемы. Так и ты, говорит, Господи, как только явишься, мы возымеем смелость и враги наши обратятся в бегство и будут побеждены. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Чего ради Бог часто не зрит на нас, тому причина сия: понеже и мы отвращаем **лице** от Него, и обращаем к вещам сотворенным. Но поелику без помощи Божией не можем к Нему обратиться, сего ради Пророк, в лице народа Божия, обоих сих просит, глаголя: **Боже, обрати ны!** то есть, вдохни в нас любовь Твою, дабы, возымев отвращение от вещей сотворенных, к Тебе паки обратилися, и купно обрати к нам **лице Твое**, да тако соединяся с Тобою святым союзом любве, спасемся от всех врагов наших, воюющих на нас. Ибо когда Ты отвращаешь **лице Твое** от нас, тогда мы изнемогаем и погибаем: а когда паки обращаешь, мы возстаем и исцеляемся. Таким образом верные, с одной стороны, причину всех зол поставляют в том, что Бог, раздраженный грехами их, отвратил **лице** Свое от них, а с другой, – всю надежду спасения своего полагают в единой милости Его. По выражению Священнаго Писания, Бог просвещает **лице** Свое тогда, когда милует кого; и напротив, покрывает **лице** Свое мраком, или отвращает очи Свои, когда гневается на нас: но и самый гнев Его не есть некая возмутительная страсть в Нем, а одно токмо действие кроткаго правосудия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся** Да обратит Он к лучшему настоящее положение, да покажет снова в милости лице Свое и таким образом поможет ему. **Обрати нас** с евр. «восстанови нас», т.е. в прежнее счастливое состояние. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. [[old:ps:079:04|4]], [[old:ps:079:08|8]] и [[old:ps:079:20|20]]. - //"Восстанови"// - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся** Выражение **обрати ны** – переведено с еврейского – «восстанови нас», т.е. в прежнее счастливое состояние. По значению сего слова в славянском языке его объясняют еще и так: Бог как бы не обращает внимания на наше бедственное положение, потому что мы сами отвращаем от Него лице свое, обращая привязанность свою к тварям. Так как без помощи Его мы не можем к Нему обратиться, то пророк и просит здесь о том и о другом, т.е. чтобы Господь Бог своею благодатию **обратил** наши сердца к Нему, и Сам обратил бы Свое внимание и Свою помощь к нам. Последнее невозможно без первого, как и Сам Господь говорит устами Захарии пророка: «//Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам//» [[old:zah:01:03|(Зах. 1:3)]]. **Просвети лице Твое**, т.е. воззри на нас светлым взором Твоим, и мы **спасемся**. По смыслу Священного Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда являет кому милость Свою, и, напротив, покрывает лице Свое мраком, когда проявляет гнев Свой [[old:chis:06:25|(Числ. 6:25]]; [[old:ps:047:start|Пс. 47]], [[old:ps:030:17|30:17]]; [[old:dan:09:18|Дан. 9:18)]]. Достаточно Тебе, Господи, как бы так говорит псалмопевец, обратить к нам светлое лице Твое, как мы ободримся, враги увидят нас небеззащитными, и мы избавимся от бед наших. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]