[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих** Не напрасно пророк употребил настоящие слова, а чтобы вместе указать и на свое достоинство и усиленно упросить Бога придти; поэтому он и называет Его не только Богом, но и Господом сил, т.е. сил небесных. Но зная по вдохновению Духа Св., что таинство воплощения Христова на некоторое время отсрочено, он называет гневом то, что молитва его в то время не достигла цели. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих** Долго ли, Владыка, будешь отвергать мои моления, гневаясь на прегрешения мои? Рабом же Божиим именует народ; ибо другие толковники, вместо слов: на молитву //«раба Твоего»//, поставили: на молитву народа Твоего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи Боже сил! доколе гневаешися на молитву раб Твоих** Глагол: гневаться, употребил вместо: не призираешь, предыдущим выражая последующее; ибо следствием гнева бывает то, что не смотрят на прошения оскорбителей своих. Доколе, говорит, Господи, Царь сил не смотришь на прошение молитвы, которые приносим Тебе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих** Понеже видел Пророк, коль великий гнев со стороны Бога возгорелся на народ согрешивший, и потому не скоро надеялся услышан быть: сего ради от лица всех людей сильнее молится, глаголя: **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих**? В Еврейском тексте слова сии сильнее выражены так: **доколе** дымится гнев Твой **на молитву раб Твоих**? Здесь подразумевается скрытное противоположение между дымом Божия гнева и между курением жертвенным, которое употребляемо было под стихиями закона: так, как бы сказано было, что оное курение способствовало ко очищению воздуха, а противный оному дым помрачает небо, дабы молитвы и стенания людей не доходили к Богу. В сем разуме сказал и Иеремия, как читаем в Плаче его: //покрылся еси облаком, да не дойдет к Тебе молитва// [[old:pier:03:44|(Плач. 3:44)]]. Но здесь встречается вопрос: чего ради верные, прибегая к Богу, нарицают Его гневливым и как бы неумолимым? Ибо не токмо жалуются, что не услышаны, но и говорят, что Бог, будучи призываем, гневается, так как бы с намерением презирал благочестивых молитвы. Да и чего ради сам Бог не скоро слушает верных, когда Сам же милостиво обещает и толикократно в Писании подтверждает, что молитвы рабов Его не тщетны будут? Где убо обетование оное: //и будет прежде неже воззвати им, Аз услышу их, и еще глаголющим им, реку: что есть?// [[old:is:65:24|(Ис. 65:24)]]. Сей вопрос решится тем, что Бог часто помощь Свою отлагает на время, искушая терпение рабов Своих. Пророк убо, по человеческому чувству, представляет Бога невнемлющим молитве, не с тем однако намерением, чтоб оставить молящихся во мнении сем (ибо иначе пресек бы им путь к Богу), но дабы понудить прилежнее молиться и возносить мысли свои к небу, а между тем возвергать печаль свою на Бога и ожидать от Него благовременныя помощи. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих** Или еще долго Бог в гневе своем будет отвращать лице Свое от народа, не препятствовать бедственному его положению и торжественному высокомерию соседних языческих народов? **На молитву** – когда Бог гневается на молящихся, то Он гневается и на их молитву. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих** //Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов// //"Гневен к молитвам"// - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру** Когда люди грехами и беззакониями своими возбудили против себя праведный гнев Божий, то, вместе с тем, и молитвы, и жертвы их становятся противны Богу и являются как бы оскорблением величия Божия: Бог не только не внемлет таким молитвам, но и обращает гнев Свой на них, как это выражено полнее и яснее у пророка Исайи [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]]. Выразив эту мысль словами: **Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих**, – псалмопевец выражает далее тяжесть бедствий, которым попустил Господь подвергнуться народу Своему, и сравнивает эти бедствия со слезами, которыми подвергшиеся бедствиям люди удовлетворяют голод и жажду, вместо хлеба и воды. А чтобы никто не представлял эти бедствия как наказание Божие, в преувеличенном виде, слишком великими и тяжкими, псалмопевец говорит, что Господь посылал наказание **в меру**, т.е. соразмерял наказание, как должное воздаяние, хотя и тяжкое, но соразмерное тяжести грехов и беззаконий, или, что то же, наказывал **по мере** грехов. «Ты, Господи, – говорит он, – напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере» (по пер. с евр.). **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]