[<10>] ====== Толкования на Пс. 80:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** **Вострубите в новомесячии трубою.** Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, //вещание// которой //изыде во всю землю// ([[new:rim:10:18|Рим. 10,18]]), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю** Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: //«в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]»// [[old:lev:23:24|(Лев.23:24)]]. Потому и теперь псалмопевец говорит далее: **"ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова»**, свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. //«Кто во Христе»//, говорит Павел, //«тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»// [[new:2kor:05:17|(2Кор.5:17)]]. **Трубою** пророк называет евангельскую проповедь, а **благознаменитым днем** – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: //(в день) полнолунный//, а Симмах: //(в день) месячный//, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а **«определение у Бога Иакова»,** потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: //«когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»// [[new:in:12:32|(Ин.12:32)]]. **//Беседа на псалом 80.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** //Что означает иносказательное речение пророка: **Трубите в новомесячие трубою, в благознаменитый день праздника нашего**? Что такое благознаменитый праздник?// Слово повелевает, чтобы учители Церкви **трубили** словом учения; трубили трубой, то есть мертвостью тела; **в новомесячие**, то есть в новолуние, ибо месяцем называется луна. А **благознаменитый праздник** — это праздник труб, совершавшийся у иудеев в седьмой месяц [[old:lev:23:24|(Лев. 23, 24)]]. На десятый же день этого месяца они соблюдали пост умилостивления, а на пятнадцатый совершали праздник Поставления Кущей. Мы же совершаем эти празднества духовно. Так, мы [тоже] празднуем **благознаменитый день** Евангелия в седьмой месяц, то есть по седьмому закону — [закону] благодати. Ведь, [если считать] сначала, [Творец] всего Бог даровал человеческой природе семь законов: два закона Адаму — до преступления не вкушать плодов древа , а после преступления есть хлеб //в поте лица// [[old:gen:03:19|(Быт. 3,19)]]; третий закон Ною; четвертый — при Аврааме, то есть [закон] обрезания; пятый — [закон] Моисеев; шестой — пророческий; седьмой же — евангельский, по которому мы в начале [нашего] просвещения приносим Богу начатки плодов добродетели. Ведь и [служившие] Закону приносили Богу начатки плодов в первый день месяца. На десятый день месяца мы совершаем пост умилостивления, тайноводствуемые ради имени Господа нашего Иисуса, ставшего нам умилостивлением , постимся от всякого зла; на пятнадцатый же [день] совершаем праздник Кущей: ведь мы представляем таинству, согласно Господу нашему Иисусу, пять воспринимающих сил души, чтоб они ничем чувственным не были заняты, но, соединенные с самим Господом, в Нем обретаем зрелость добродетелей. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего. Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю** Трубы Бог повелел иметь в употреблении священникам, напоминали же они народу трубы на горе. Ибо, когда Бог всяческих беседовал на горе Синае, тогда, сказано, //«глас трубный глаголаше зело»// ([[old:ish:19:16|Исх.19:16]]). О сем-то Богоявлении напоминали народу священники, употребляя трубы. Поэтому, изображаемые в псалме семь возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи справедливо убеждают вместе с другими орудиями употребить и трубы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** У евреев был закон, чтобы в первый день седмого месяца, а по нашему сентября, каковой день был новомесячие, в воспоминание той небесной трубы, которая трубила на горе Синайской во время снисшествия на нее Бога, священники трубили трубою. Итак пророк Давид по подражанию сему закону в переносных словах заповедует теперь Апостолам трубить трубою языка своего, или проповедывать о воскресении Христовом, и это делать в новомесячии т. е. в день воскресения Христа, в который обновлена тварь. Сей то день воскресения назвал днем благознаменитым, т. е. нарочитым, или знаменитым—праздничным; потому что воскресение по истине есть самый знаменитый день, как праздников праздник и торжество торжеств, как говорит //Григорий Богослов// в слове на пасху. И Моисей также сказал о сем новомесячии: и в месяц седмый первый день месяца нарочитый, святый будет для вас, день значительный будет у вас [[old:chis:29:01|(Числ. 29,1)]] По сказанию //Никиты//, три праздника были седмого месяца: в 1й день месяца— праздник труб, в 10й—очищения и в 15 поставления кущей. Новомесячие есть образ будущего века, труба—образ Архангельского трубного гласа от Бога, который имеет воскресить всех мертвых. Новомесячие есть также образ того нового времени, в которое пришел Христос. Итак, как евреи трубили в новомесячие для изображения освобождения своего из Египта и слышания труб, когда Бог снизшел на гору Синай; так и христианам повелевается трубить трубами Евангельскими в Христово и обновление ума для возвещения что чрез самого Христа они освободились от мысленного рабства Египту, то есть, тьмы и rpеxa. //Евсевий// присовокупляет, что Давид повелевает здесь Апостолам и проповедникам не подражать иудеям в других наблюдениях и праздниках (т. е. очищения и пocтaнoвлeния кущей), но только в празднике труб, т. е. в том, чтобы только трубили людям о спасительном слове посредством проповеди. Другой говорит, что здесь недостает союза: как, чтоб читать: трубите, как в новомесячие и как в благознаменитый день. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** См. Толкование на [[old:ps:080:02#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 80:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** См. Толкование на [[old:ps:080:03#lopuxin_ap|Пс. 80:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего** См. Толкование на [[old:ps:080:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 80:2]] [<10>]