[<10>] ====== Толкования на Пс. 80:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 9-11 **Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я** **Слышите, люди Мои.** Предлагает народу увещание, чтобы соделался он послушным Богу. И если исполнить это, то не поработает богу иному, и сам Господь не будет ему Бог **нов,** потому что Он есть Бог, древле избавивший их из Египта. **Расшири уста твоя, и исполню я...** Покоряющимся Ему обещает и чувственные и духовные снеди. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-11 **Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я** Если вы желаете называться народом Божиим, то слушайте Его заповедь, чтобы обладать этим великим достоинством. Впрочем следует узнать, что именно Он свидетельствует. **"Израиль..., если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их»**. Слова:** «если бы ты послушал Меня»** Бог предпослал для того, чтобы показать, кто Он, зная наперед их нечестие, не лишает их воз­можности обращения. Если они желали, то могли раскаяться. Предве­дение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает на­перед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают. Впрочем, пророк указывает на нечто новое и таинственное, или, точнее сказать, Бог чрез пророка. Что, в самом деле, Бог свиде­тельствует народу иудейскому? То, что если послушает Его. Кого – Его? Того, свидетелем о ком был Иосиф; Того, чьи руки потруди­лись в корзине. Тогда не будет у них нового Бога, и они не по­клонятся Богу чуждому. Действительно, Христос для них был не новый Бог, и не чуждый: Он извел их из земли египетской, Он был изначала, Он будет и потом, как засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: //«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога»// [[old:is:44:06|(Ис.44:6)]]. Спасителем же, без всякого сомнения, называется воплотившийся для спасения рода человеческого. **«Открой уста Твои и Я наполню их»**. Почему указывается не на уши, не на сердце, а на уста? Потому что сошедшее с небес Слово стало хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется богопознания. **//Беседа на псалом 80.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 9-11 **Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я** **«Слышите людие Мои, и засвидетельствую вам».** Поэтому, дознав опытом силу Мою, с готовностию приими предписываемые тебе Мною законы. Сей опыт служит для тебя свидетельством, предвещающим тебе наказание за непокорность и пользу благопокорности. **«Израилю, аще послушаеши Мене:» «Не будет тебе Бог нов, ниже поклонишися Богу чуждему». «Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя оть земли египетския».** Тоже заключается и в предначатии закона; ибо сказано: //«Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския. Да не будут тебе бози инии разве Мене»// (Исх.20:23). Посему и здесь повелевается поклоняться Богу, не чуждому и новому, но даровавшему им избавление. Сие же служит к обличению безумия Ариева и Евномиева. Ибо, если Единородный не единосущен, то, по справедливости, будет назван чуждым. И если было, когда Его не было, то Он новый, а не вечный. А посему Арий и Евномий явно преступают Божественный закон, покланяясь Богу чуждему и новому. Но не время обличать их умоизступление; впрочем и сего достаточно к обличению их беззакония. **«Разшири уста твоя, и исполню я,»** то есть, соделай себя благопокорным, соблюдая благопокорность, и приимешь обилие благ. После сего начинает речь обвинительную. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене** **Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам** Христос называет народом своим евреев; так Он и в Исходе сказал о предках их: будете Мне народом моим собственным [[old:ish:19:05|(Исх. 19,5)]], то есть, домашним. Или народом своим называет потому, что Он был сродник их по плоти: ко своим, говорит, пришел, и свои не приняли Его. [[new:in:01:11|(Иоан. 1,11)]] **Израилю, аще послушаеши Мене** (то) См. Толкование на [[old:ps:080:10#evfimij_zigaben|Пс. 80:10]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 9-11 **Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши мене: не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я** Пророк, дабы лучше подвигнуть сердца Израильтян, облекает **Бога** в лице учителя и вводит Его посреде сонма глаголющаго, дабы ведал народ, что безполезны и смеха достойны те собрания, где не слышно Божия гласа, возбуждающаго к вере и благочестию. **Слышите людие Мои**. Сие предисловие вкратце научает, что неблагочестно праздничные дни препровождаются, ежели верные не будут внимательны к Божию гласу. А как **Бог** требует от нас, дабы и руки, и ноги, и очи, и все члены были посвящены Ему: сего ради начинает от слуха, и тако показывает, что Он не признает за своих почитателей тех, кои не суть ученики Его. Употребляя глагол, засвидетельствования, означает, что Он делает торжественный договор с народом, дабы имел достодолжное уважение к словам Его. Следующия за сим слова: **Израилю, аще послушаеши Мене**, сказаны отрывисто, как бывает в речах, возбуждающих страсти. Между тем прикровенно означает **Бог**, что Он вероломному народу не доверяет и не надеется, чтоб он послушал Его. Потом предлагает главную статью завета, котораго вся сущность состоит в том, чтоб народ Его единаго чтил. **Израилю, аще послушаеши Мене, не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему**. Сими словами Господь подтверждает то же, что и на других местах толикократно напоминает в законе и во Пророках, нарицая Себя ревнителем и не терпящим **богов** чужих, ниже сообщников чести. Но между тем припоминает купно, что основание истиннаго Богопочтения состоит в послушании. Потом присовокупляется причина, показывающая, что довольно для народа и того единаго **Бога**, Который извел его из Египта. Ибо сей имеют разум оныя слова: **разшири уста твоя, и исполню я**. Некоторые толковники относят слова сии к изобилию временных благ, яко обещает **Бог** почитателям Своим, так как бы сказал: **разшири**, елико можеши, **уста** и гортань твою, и **исполню я** всякаго рода благами. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Слышите, людие Мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене** **Израилю, аще послушавши Мене** нужно принимать как желание. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–11 **Слышите, людие мои, и засвидетелствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене: не будет тебе Бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския: разшири уста твоя, и исполню я** В изречениях этих стихов Господь Бог как бы непосредственно говорит к народу израильскому и, по силе заключенного с ним и неоднократно повторенного Завета, называет его людьми Своими. **Люди Мои, послушайте Меня**, говорит Господь, и Я буду свидетельствовать пред вами то же, что говорил некогда отцам вашим на горе Синайской. **Израиль**! О, если бы ты послушал Меня! В твоем послушании словам Моим заключается твое благополучие временное и блаженство вечное. Если бы ты пребыл навсегда в послушании Моем, то ты не допустил бы веры в нового, другого бога, и не стал бы поклоняться богу чужеземному. Один есть Бог истинный, Который наполняет небо и землю и Который является твоим всегдашним покровителем и защитником. Это Я – Господь Бог твой, Который вывел тебя **из земли египетской**. Зачем же тебе увлекаться чужеземными божествами, когда тебе стоит только раскрыть уста, чтобы они наполнились, достаточно выразить свои желания, и Я удовлетворю их, исполню, по благоволению Моему к Тебе, всяческих благ, не только духовных, но и вещественных. «Бог покоряющимся Ему, – говорит св. Афанасий, – обещает и чувственные, и духовные снеди» [3, с. 273]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]