[<10>] ====== Толкования на Пс. 80:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** Под **на­чинаниями сердца** разумеются различные соображения и решения, какие принимали Иудеи, когда, злоумышляя на Господа, говорили: //«этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом»// [[new:in:11:47|(Ин.11:47–48)]]. Соответственно этому замыслу и этому решению им и предоставлено было идти: римляне взяли их город и страну, а сами они уведены были в плен. **//Беседа на псалом 80.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** И ныне можно видеть весьма многие примеры, что люди, желающие во всем следовать прихотям и страстям, попускаются от Бога ходить по начинанием сердец своих – за то, что они не послушали многократных внушений Божиих – оставить свой образ жизни и избрать лучший. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** //Симмах// перевел так: //поелику предоставил их в угодность сердца их, ходить по воле своей//; также и //Акила//: //и отослал их в стропотности сердца их; будут ходить по своим совещаниям.// Ибо, увидев народ непокорным, лишил оный попечения Моего о нем, попустил же ему водиться собственными своими помыслами, подобно ладие без груза и без кормчаго. Усмотрению же желающих предлежит и истина пророчества. Ибо Иудеи, лишившись Божией помощи, разсеяны по всей земле и морю, из свободных стали рабами, и живут во всяком злочестии, занимаясь волшебством и демонскими очарованиями, но не соглашаясь поклоняться Спасителю Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** **И отпустих я **(оставил их)** по начинанием** (с занятиями)** сердец их** И так Я, говорит, предоставил иудеям жить по своим обычаям, т. е. по произволению сердец их, как неверным и непослушным и, оставя их, Я перешел к языческим народам. Слова //Феодорита//: Писание попущение называет самым делом. Ибо глагол: Я попустил заменило глаголом: Я отослал. Ибо чему попустил подвергнуться и в чем грешат по собственному их желанию, то приписывает как бы посланию на них Божию, и действию Его. Слова //Исихия//: Занятиями сердец называет различные мысли и ухищрения помыслов, которые народ иудейский изобретал, ухищряясь против Господа, сказывая: что нам делать? Этот человек много знамений делает. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и возмут наше место и народ. Итак на сие то занятие и совещание отослал их, и они пошли; потому что римляне завладели их местом и городом, а они отведены в плен. //Симмах// перевел: Я оставил их на произвол сердца их. //Акила//: На кривизну сердца их. **Пойдут в начинаниих своих** (на дела свои) Посему, лишась благодати свыше, иудеи, как неисцельные и неисправимые, будут, говорит, ходить, т. е. жить всегда без покровительства и помощи Божией, за то, что отвергли Спасителя и Искупителя своего—Христа. Слова //Феодорита//: Истина сего пророчества предложена к созерцанию желающим. Иудеи, лишившись помощи Божией, рассеяны по всей земле и по всем морям, сделались из свободных рабами и живут в суеверии всякого рода, употребляя волшебства и демонские напевания и не желая покланяться Богу Спасителю. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** Здесь угрожает Бог презрителям Своим зело ужасным, но и зело праведным мщением, претя наказать грехи грехами: то есть, попустить, чтоб они всегда впадали в тяжчайшия беззакония, Дóндеже во глубину зол приидут. И сие то есть, о чем глаголет Апостол в послании к Римлянам: //предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту// [[new:rim:01:14|(Рим. 1:24)]]. И немного ниже: //предаде их в страсти безчести//я. И паки: //предаде их в неискусен ум, творити неподобная//[[new:rim:01:26| (Рим. 1:26, 28)]]. Сие есть оное ожесточение сердца, о немже глаголет Екклесиаст: //виждь творения Божия, яко кто может исправити, егоже аще Бог превратит?// [[old:ekl:07:14|(Еккл. 7:14)]]. **И отпустих я**, глаголет, **по начинанием сердец их**. То есть: Я попущу ходить им в след похотей их и делать то, что им угодно; Я не дам им учения, яко чадам, но яко чужих оставлю, дабы ходили по всей воле и стремглав упадали в греховную пропасть. Они **пойдут в** начинаниях **своих**, то есть, будут следовать не по стезям отцов своих, ниже по правым путям закона Моего, но по мыслям **сердца** своего послужат богам чужим, коих изобрело человеческое любопытство: предадутся всякаго рода гнусным порокам, коими обыкновенно растлевается человеческое естество, когда светом Моим не озаряется и Моею десницею не управляется. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-17 **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. Аще быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их** //Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы// Бог оставил евреев ходить по //"упорству сердца их"//, по своим помыслам. Так как евреи не хотели сами добровольно подчиниться и слушаться водительства Божия, то Господь предоставил их жизнь ее естественному течению. Последнее же сопровождалось тяжелыми для них последствиями - неудачами в борьбе с врагами, ослаблением благоденствия и недородами на полях (ст. 15-17). - //"Мед из скалы"// (ст. 17) - мед пчел, гнездившихся в трещинах скал. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих** См. Толкование на [[old:ps:080:12#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 80:12]] [<10>]