[<10>] ====== Толкования на Пс. 80:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою** Пророк оплакивает народ иудейский за то, что он не слушал Бога, давшего закон, что не ходил в путях Того, кто не может заблуждаться и дает спасение; за то, что чрез это иудеи не позволили смирить врагов их – демонов и обра­титься руке Божией на притеснителей их. Бог обратил десницу Свою на невидимых притеснителей и смирил незримых врагов, но не ради иудеев, потому что над ними и доселе возвышается рог демонов; смирены они ради нас – язычников, которые отвергли служение и уничтожили поклонение им. **//Беседа на псалом 80.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 14-15 **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку Мою** Сам Бог рек устами Пророка: **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесом же убо враги его смирил бых**. Речь идет о легкой и верной победе над врагами: **ни о чесом же убо враги его смирил бых**. Такую победу Бог приписывает Себе, то есть Своему благословению и Своей невидимой, или, когда нужно, и видимой чудесной помощи, ниспосылаемой избранному народу. Помощь же даруется не просто, не в произвольное отличие избранному народу, но под определенным условием нравственным и духовным: **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил**. Израиль мог иметь воинов, оружие, вождей, обилие силы, искусства - очень хорошо, но это еще не все. Враги его могли быть более многочисленны, более искусны, хитры, дерзки: не беда. Особенно важно то, чтобы он слушал Бога, чтобы ходил в путях Господних. Веруй, Израиль, в Бога, молись Ему, слушай слова Его, поступай по заповедям Его, справедливо, благоправно, человеколюбиво; если согрешил, не медли покаяться и исправиться, надейся не на себя, но на Бога, и Он готов ни о чесом же смирить враги твоя, даровать тебе легкую и верную над ними победу. **//Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (1849 г.).//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 14-15 **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющия их возложил бых руку Мою** А если бы держался Моих внушений и следовал Моим заповедям, то Я легко сокрушил бы врагов их. Ибо речение: «ни о чесом же» означает удобство, то есть, без усилия и труда, в одно мгновение мог бы Я навести на них гибель. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 14-15 **Аще быша люди мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути моя ходил; Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющим их возложил бых руку мою** Слова: если бы Израиль путями моими ходил, суть изъяснение слов: послушал меня; а равно и: на оскорбляющих их Я наложил бы руку мою, суть изъяснение слов: Я ничем врагов его смирил бы. Если бы, говорит, народ мой послушал меня и ходил в заповедях моих; то Я смирил бы врагов его ничем, т. е. по словам //Феодорита//, легко и без труда, как нечто ничтожное, или смирил бы их ничем, т. е. ничтожными вещами, как смирил Фараона ничего незначущими животными, каковы саранча, лягушки и скнипы и подобные им, в доказательство, как говорит //Дидим//, силы моей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аще Быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил** Здесь под честным именем Божиих людей Пророк ясно открывает безчестие и стыд Израильтян, кои хотя по званию своему нарицалися народом Божиим, но по делам ничем не различествовали от язычников, якоже у //Исаии// жалуется на них Бог, глаголя: //позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша// [[old:is:01:13|(Ис. 1:3)]]. Восклицательная частица «о» весьма прилична месту сему. Бог на подобие стенающаго вопиет: колико народ сей беден, когда ни мало о спасении своем пещися не хощет. Он приемлет на Себя лице чадолюбиваго отца и употребляет все способы и средства ко уврачеванию недугов: но, видя сынов Своих неисцельных, испускает гласы болезнующаго, стенающаго и воздыхающаго, не потому, аки бы подвержен был человеческим страстям, но поелику мы иначе любви Его понять не можем. Во втором члене Пророк определяет, в чем состоит послушание к Богу, показывая, что Бог не удовлетворяется одним одобрением словес Его, но требует и исполнения заповедей. Ибо де и лицемеры охотно уступают, что истинно есть всякое слово, исходящее из уст Божиих, но не исполняют его. Пророк же не иначе повелевает слушать Бога, как с покорением воли нашея повелениям Его. Сего ради глаголет: о, **аще бы Израиль в пути Моя ходил**! **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил** С ст. 14 Господь обращается к современному Израилю, который был не лучше Израиля прежних времен, и представляет ему, какое благословение почиет на нем, когда он в благодарности и послушании будет предан своему Богу, показавшему на нем столь великие дела Свои. Указание псалмопевца и самого Бога на полученные народом милости и виновность его, равно как и увещания Божии имеют целию побудить народ Божий к испытанию своей совести; на это указывал и праздничный звук трубы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аще быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил** См. Толкование на [[old:ps:080:13#lopuxin_ap|Пс. 80:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–15 **Аще Быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою** Продолжая свидетельствовать о злонравии, непокорности и неверии народа Своего, Господь Бог устами пророка говорит о гибельных последствиях для сего народа его неверия и нечестия, его непокорности воле Божией. Все бедствия, какие народ израильский терпел от многочисленных нападений на него со стороны **врагов его**, соседних языческих народов, как-то: аммонитян, мадианитян, филистимлян и других, – были последствиями неверия народа и непокорности его Божиим велениям. От всех этих бедствий и злостраданий Господь избавил бы народ Свой и не допустил бы **врагов его** притеснять и обижать его. Это самое в этих стихах и выразил пророк от лица Божия, говоря: о, если народ Мой слушал Меня и Израиль ходил бы Моими путями! Тогда я скоро **смирил бы врагов их**, ничего не стоило бы (**ни о чесомже**) Мне «навести гибель на их врагов», – как говорит блж. Феодорит [6, с. 392], – и Я обратил бы руку Мою на притеснителей их. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]