[<10>] ====== Толкования на Пс. 81:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Асафу** //Содержание:// Сказав в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг израильтян. **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** **Бог ста в сонме богов.** Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому, Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, чтобы рассудить их, обличая дела их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** Кратко надписание псалма, потому что содержанием его слу­жит увещание творить правду и порицание тем, кто ей не следует. **«Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд"**. И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Свое название творению. Называемый Сам Богом в исключительном смысле, Он по благодати позволил также называться и тем, кто из любви к Богу, Владыке всего, хранит первоначальное достоинство. Потому и теперь пророк назвал богами начальников народа, о которых и Моисей говорил: //«судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси»// [[old:ish:22:28|(Исх.22:28)]]. Тех из них, которые говорят истину и избегают лжи, которые блюдут достоинство пророка ли, священника ли, или вождя, Бог удостаивает такой части, что, как говорит псалмопевец, становится в их сонме; тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит **"среди"**, т.е. пред лицом всей твари лишает их достоинства и чести и подвергает позору за то, что они, постав­ленные начальствовать, сами подчиняют себя нечестию. Таких началь­ников пророк далее с одной стороны порицает, с другой – уве­щает. **//Беседа на псалом 81.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Асафу** В предшествовавшем сему псалме сказав об отвержении Иудеев, Пророк здесь ясно излагает и причины, по которым Бог отверг их, научая, без сомнения, и нас, что, если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще и худшему. **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** Пророк наименовал богами князей иудейских, потому что им вверено было право судить; так называет их и закон: //«богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла»// ([[old:ish:22:28|Исх.22:28]]). Поелику, хотя в подлинном смысле судия есть Бог, но и людям дает власть судить; то, кому вверено сие, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами. Но тех, которые не праведно судят, и весов суда не держат неуклонно, правдивый Судия обличает здесь, и предвозвещает будущий Свой правдивый суд. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** **Бог ста в сонме, богов** Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь [[old:ish:22:28|(Исх. 22,28)]] и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов [[old:ps:049:01|1]]го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А// Григорий Богослов// разумел сии слова иначе в слове на крещение. По словам //Григория Богослова//, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова //Феодорита//: Поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. //Евсевия//: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком. **Посреде же **(народа)** боги разсудит** Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов—начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи—лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в [[new:mf:23:start|23]]й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно. Слова //Оригена//: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым— не суд, а нечто большее—различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Асафу. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** Надписание и содержание: Сей **Псалом** содержит увещание к судиям, дабы праведно судили. Но чтоб увещание могло иметь больше силы, вводится сам **Бог**, высочайший Судия, претящий казнию нижшим судиям, ежели они неправедно судить будут. Святый Пророк провозглашает, что **Бог**, когда судии приговоры произносят, невидимо присутствует между ними и те приговоры их судит, справедливы ли они, или беззаконны. Сие поистинне великую пользу приносило бы судиям, если бы они прилежно помышляли, что все дела их пред лицем высочайшаго Судии открыты, и что **Бог** всегда предстоит присущ невидимым величеством Своим **в сонме богов**, то есть, в собрании или заседании судей: и когда судят они народныя дела, когда судят самых людей, тогда **Бог**, **посреде** их невидимо предстоя, судит их самих. Нарицает же судей **богами** потому, что они от **Бога** поставляются, и что сообщается им высокая власть судебная, которая свойственна единому **Богу**, глаголющу святому //Иакову//: //един есть// (Бог) З//аконоположник и Судия// [[new:iak:04:12|(Иак. 4:12)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются «богами» [[old:ish:21:06|(Исх. 21:6,]] [[old:ish:22:07|22:7,]] [[old:ish:22:08|8.]] ср. [[old:vtor:01:17|Втор. 1:17,]] [[old:vtor:19:17|19:17)]]. Так они называются и в нашем псалме, и под «богами» здесь нельзя разуметь ни царей; ни правителей, ни языческих судей, но именно иудейских судей, и притом тех, которые забыли, что они должны судить во имя Божие, и поэтому справедливо, которые не чуждались подкупа и угнетали вдов и сирот. Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были, конечно, такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа. Псалмопевец представляет Господа, Верховного Судию, внезапно являющимся в собрании неправедных судей (**в сонме богов**), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (**рассудить**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии. Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени - началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя. //Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек// //"Бог стал в сонме богов"//. Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди ([[old:ps:081:02|ст. 2-4]]); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек ([[old:ps:081:05|ст. 5-7]]). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом ([[old:ps:081:06|ст. 6]]). Имя богов прилагается к судьям (как видно из [[old:ish:21:06|Исх XXI:6]]) потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог ([[old:vtor:01:17|Втор I:17]]). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению (//"произнес суд"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Асафу** Таково же, как и надписание псалма [[old:ps:049:start|49]] и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны [[old:ps:049:start|49-й]] и [[old:ps:078:start|78-й]] псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением [[old:2ts:15:02|(2 Цар. 15:2–6)]]. **Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит** Вся история израильского народа представляет собою теократию, т.е. государство, управляемое Самим Богом. От Бога, как верховной власти, происходил и весь закон гражданский, и всякая исполнительная власть в этом теократическом государстве. Как цари, так и все судьи и князья в нем были только видимыми представителям Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом Закон. Поэтому все они, эти представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете неоднократно называются //богами// [[old:vtor:01:17|(Втор. 1:17]]; [[old:ish:22:08|Исх. 22:8]], [[old:ish:22:28|28]]; [[old:2par:19:06|2 Пар. 19:6]], ср. [[new:in:10:35|Ин. 10:35)]]. Так, не кто другой, а именно те же иудейские судьи, и в сем псалме названы //богами//. И в царствование Давида, именно в начале его, были такие судьи, которые забыли, что они должны судить во имя Божие и потому – справедливо. К ним-то и относятся эти начальные слова псалма, в которых псалмопевец представляет Господа Бога, верховного Судию внезапно являющимся в собрании неправедных судей (**в сонме богов**), чтобы потребовать от них отчет в употреблении своей власти, произвести суд над ними: «Бог стал в сонме божием; среди богов произнес суд». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]