[<10>] ====== Толкования на Пс. 81:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете** **Доколе судите неправду?** Выставляет на среду неправду, какая оказана ими народу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете** Хорошо пророк употребил в начале слово **"доколе"**, желая показать, что они упорно пребывают в неправде, и не замечают долготерпе­ния Божия, и совершенно не обращают внимания, что время бежит и проходит, по истечении которого наступит казнь для неправедных. Потому они и судят неправедно и оказывают лицеприятие грешни­кам, тогда как повсюду следовало бы ставить лицо Бога, который желает правды и потому в каждом суде представляет Свое лицо, почему Моисей и говорил: //«не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие»// [[old:vtor:01:17|(Втор.1:17)]]. Почему пророк говорит: **"лицеприятствовать грешникам»**? Потому что всякий, старающийся извратить правду и на­строить суд против ближнего, на самом деле есть грешник, хотя бы и представлялся праведным. Псалмопевец вводит перемену тона, потому что переменяет порицание на увещание. **//Беседа на псалом 81.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Доколе судите неправду, и лица грешниковь приемлете** Долго ли вам не произносить суда безпристрастнаго, отказываться же от того, чтобы обличать неправду людей сильных и беззаконных? долго ли презирать живущих в нищете и обидимых сильными? ===== Евфимий Зигабен ===== **Доколе судите неправду и лица грешников приемлете** Здесь должно отвне подразумевать: говоря, и читать так: Бог стал в сонме Богов и среди (народа) рассудит богов, говоря: доколе судить вам неправду, то есть судить неправедно. Или, если выражение "доколе судить вам" принимать за выражение: оправдывать вам; то он говорит: доколе неправедно оправдывать вам неправедных. Глагол за сим: принимать вам, значит: уважать, и полная мысль будет такая: доколе уважать вам и стыдиться лиц неправедных и посему оправдывать их. И Моисей говорит в законе: не смотрите на лица на суде, (но) малому и великому суди, не стыдись лица человеческого, ибо суд Божий есть [[old:vtor:01:17|(Втор. 1,17)]]. А лицеприятным называется тот, кто боится неправедных людей, по причине преимущества и достоинства их, как говорит //Ориген//: принимающий лица есть тот, кто уважает преимущество неправедных. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете** Понеже на человеческих судах редко приемлется лице человека убогаго и праведнаго, а более уважается лице богатаго и неправеднаго, для того Пророк, или паче сам Бог укоряет судей за лицеприятие, глаголя: **доколе судите неправду**, то есть, доколе будете судить беззаконно? За сим присовокупляет и главную причину беззаконных судов, глаголя: **и лица грешников приемлете**, то есть, доколе будете недуговать лицеприятием? Откуду бо раждаются беззаконные суды, ежели не от того, что судии не столько взирают на заслуги, сколько на то, чтоб угодить людям богатым и сильным, кои и сами согрешают, что желают, дабы судии богатство и силу их предпочитали правосудию. Впрочем, принимать чье-нибудь лице на суде не что иное есть, разве такой произносить приговор, каковаго в противность правосудия желает или друг, или благодетель, или сродник. А сие то же есть, что взирать на лице человека, а не на законы правосудия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете** В торжественной речи Бог указывает им на их несправедливости и внушает им их обязанности. **Лица приемлете**, т.е. смотрите на лица, на общественное положение, на подарки и т.д., а не на дело. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете** Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: «//Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие//» [[old:vtor:01:17|(Втор. 1:17)]], и еще: «//Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему//» [[old:lev:19:35|(Лев. 19:35]], [[old:lev:19:15|15)]]. Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: **доколе** будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? **Доколе** будете смотреть на **лица**, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]