[<10>] ====== Толкования на Пс. 81:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте** Не говорит: судите праведнику, или пророку, или священнику, относительно которых Бог дает такое повеление: //«не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла»// [[old:ps:104:15|(Пс.104:15)]], а **сиру**, говорит, и **убогу**, **смирен­ному и нищему**. Почему? Потому, что они обычно терпят обиды, как и Павел говорил: //«для чего бы вам лучше не терпеть лишения?»// [[new:1kor:06:07|(1Кор.6:7)]]. Между тем для них крайне тяжело терпеть обиды вследствие сла­бости, происходящей от возраста, и бедности. Поэтому законодатель особенно и заботится о них. **//Беседа на псалом 81.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте** О златая правда! Когда ты водворишься между людьми? Когда можно насытиться тебя? Внегда явитися нам славе Божией. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте** И тот и другой из них имеет нужду в помощи. ===== Евфимий Зигабен ===== **Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте** Производите, говорит, праведный суд сиротам и нищим, которые бывают обижаемы, и не презирайте их, а равно и смиренных и бедных, - где бедным и нищим называет или одного и того же, или нищим того, кто прежде был богат, а потом лишился богатства; а бедным того, кто трудами своих рук приобретает нужное, как мы сказали в [[old:ps:011:06|11]]м псалме, при изъяснении слов: ради страдания нищих. Посему и //Великий Василий// говорит: Поелику человеческий род презирает бедных; то посему Писание иногда говорит нам: судите сироте, как неимущему попечителя и отца, и оправдите вдовицу—лице, презираемое в жизни многими по причине бессилия, ибо вдовство удобопопираемо для склонных к их обидам, а теперь: судите сироте и нищему, из которых и тот и другой требует помощи, первый как не могущий по причини незначительного возраста, как не могущий предать обижающих суду, а второй по бедности, как не имеющий сил защищать свои права. Итак вы, которым вверен суд, вступитесь в дело сих обижаемых и лишенных защитников, и восполните от себя то, чего недостает у них по возрасту, чтоб иметь похвалу Иова: я был отцом бессильным. В духовном значении, поелику делающий грех рожден от диавола, то кто устранил себя добровольно от родства с ним, осиротев, к величайшему своему блаженству, без злого сего отца, тот должен получить от нас надлежащее попечение. Слова //Исихия//: не говорит: судите праведному, или пророку, или священнику, к которым столь много возбуждает внимания в других, и заповедуя не делать им вреда, а говорит: не прикасайтесь к помазанникам моим и с пророками моими не поступайте худо, но (судите) сироте и нищему, смиренному и бедному; почему? Потому что первым прилично терпеть обиды, а для последних подвергаться обиде по причине бессилия их, зависящего от возраста и нищеты не легко; почему законодатель и оказывает им больше снисхождения (в изд. своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте** В первом месте святый Пророк, или паче сам Бог укорял судей за порок лицеприятия, а здесь присовокупляет другой порок, состоящий в утеснении убогих, коих судьи угнетают различными образы, а именно: когда или не скоро вершат дела их или когда неправедно осуждают, дабы чрез то угодить сильным. **Судите**, глаголет, **сиру и убогу**, то есть, дело человека убогаго, а наипаче сираго, благосклонно принимайте, прилежно разсматривайте и скорее оканчивайте, дабы не были они принуждены имение свое в тяжбах иждивать; **смирена и нища**, то есть, человека уничиженнаго и беднаго скорее освобождайте и невинным объявляйте. Сие однакож так разумеется: ежели нищий в самом деле прав, писано бо есть: //да не приимеши лица нищаго, ниже почудишися лицу могущаго: по правде да судиши ближнему твоему// [[old:lev:19:15|(Лев. 19:15)]]. Итак разум стиха сего не тот есть, чтоб всегда за нищаго и в пользу его суд производился: но чтоб, когда нищий прав есть и неправедно обвиняется, судья смотрел, дабы правота его видима была и силою сопротивных не утеснялась. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его** При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы - богач и бедняк, знатный и незнатный. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его** Продолжая речь свою к неправедным судьям, пророк дает им понять, как они должны относиться на суде к **бедным и сирым**, к **нищим и убогим**, которым они оказывали доселе пренебрежение на суде своем. Желая угодить сильным, знатным и богатым, обличаемые судьи оказывали полное невнимание, или даже совершенное небрежение, к убогим и нищим, когда или несправедливо осуждали последних, или наскоро решали их дела и тем причиняли им явную обиду и имущественное разорение. Когда, как бы так говорит пророк, до вас, судьи, дойдет дело сироты, или человека **убогого**, уничиженного, вы не пренебрегайте этим делом, а принимайте его благосклонно и тщательно разбирайте; точно так же и дело человека бедного и **нищего** внимательнее решайте и поскорее оканчивайте, не доводя до напрасных убытков, а в случае правоты нищего оправдывайте и объявляйте его невинным. В особенности же не допускайте бедняка и нищего до притеснения со стороны богатах и сильных, в случае же, если они уже подверглись такому притеснению и угнетению от руки нечестивых и потерпели от них какие-либо убытки, ваш долг избавить их от притеснений, удовлетворив за обиду и оскорбление и вознаградив за понесенные убытки. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]