[<10>] ====== Толкования на Пс. 81:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-7 **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** **Да подвижатся вся основания земли.** Основаниями земли называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание, и лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: //ныне князь мира этого изгнан будет вон// ([[new:in:12:31|Ин. 12,31]]). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя. А поскольку и народ израильский отвержен. после того как Евангелие проповедано всем народам; то присовокупил потом: **Аз рех: бози есте. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.** Каких же князей? Не тех ли, которых не задолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** Чего не познали? Скоротечности настоящей жизни, непостоянства человеческой жизни, не познали того, что, присоединяя к полям поля и к домам домы, они часто собирают сокровища для врагов. А чего не уразумели? Того, что, заботясь о благах ничтожных, они лишают себя благ великих. Потому они и ходят во тьме нечестия, стыдясь придти к свету: //«всякий, делающий злое, ненавидит свет»//, как говорит Спаситель [[new:in:03:20|(Ин.3:20)]]. Может быть пророк порицает их и за то, что они, ходя во тьме, не узнали и не уразумели последующего. Чего же именно? Слушай: **«да поколеблются все основания земли»**. Если же коле­блются основания земли, то, как может остаться то, что на ней? Для чего же, пока последнее остается, мы обижаем брата и поядаем бедного, если от этого нам нет пользы? **//Беседа на псалом 81.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** Сказано: **«да подвижатся основания земли»** [[old:ps:081:05|(Пс. 81:5)]]. А сие значит: таящиеся во глубине сердца помыслы из шуиих да будут изменены в десные. **//Письма на разные темы. Монаху Фавсту.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** **«Не познаша ниже уразумеша, во тьме ходят».** Но ничего этого не захотели они знать, не захотели озариться светом словес Моих; а потому живут, как бы оставаясь в ночи и во тьме. **«Да подвижатся вся основания земли».** По причине сей неправды [вместо обыкновеннаго чтения: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀληθειας, предпочитается здесь другое: «ταύτης ἔνεκα τῆς ἀδικίας], жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** **Не познаша, ниже уразумеша, во тме, ходят** Неправедные, говорит, судии и начальники, сделавшись, по словам //Дидима//, произвольно глухими, не познали, и не поняли моих Божественных слов и законов. Ибо глаголом: не уразумели, изъясняется глагол: не познали. Неправедные судии и начальники во тьме ходят, т. е. живут в заблуждении. Или можно понимать сии слова иначе, т. е. что не познали и не поняли неправедные начальники и судии добра; почему и ходят в заблуждении и незнании правды, иначе, не понимают, что такое правда. Другой говорить яснее: Сего, говорит, судьи не хотят знать, т. е. что они поставлены судьями в пользу бедных, но исполняют свое общественное дело, как провождающие время ночью и во тьме, не видя своей обязанности, как омраченные и лишенные света; ибо безумие мрачно покрывается западом (вечернее) и наводит ночь; а разумение напротив того весьма светло, весьма лучезарно и истинно востокообразно. Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее. **Да подвижатся вся основания земли** Сии слова так выразил //Симмах//: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей. Слова //Дидима// (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. //Афанасий// основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь миpa сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли** Напомянув судьям о должности их, Пророк жалуется здесь на худой успех нравоучения своего, показывая, что судьи нечувствительны и неспособны принимать здраваго учения, так что хотя бы вся вселенная поколебалась, они о том небрегут; и хотя бы небо смешалось с землею, они не трогаются, так как бы не их было дело пещися о человеческом роде, хотя Бог особенно избрал их пещися о нем. Притом показывает, какая причина делает их нечувствительными и к общему благу невнимательными, понеже де будучи ослеплены блеском своим, ничему не внемлют, и сами не хранят законов. Якоже убо Господь во Евангелии глаголет: //аще соль обуяет, чим осолится?// [[new:mf:05:13|(Мф. 5:13)]] //и, аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми?// [[new:mf:06:23|(Мф. 6:23)]]: подобно сему и Пророк говорит, что ежели у тех, кои по долгу своему правосудие хранить обязаны, нет никаких правосудия законов, то у кого уже искать онаго? А от сея безпечности судей следует возмущение и мятеж, бунт и отложение народов. Ибо не иная была причина, чего ради и от Давида все царство Израилево отложилось, разве сия: понеже Авессалом удостоверил народ, что царь не старается входить в разсмотрение дел, как явствует из второй книги [[old:2ts:15:start|Цар. 15]]. Чего же ради премногие судьи слепы суть, причину возлагает Писание на пристрастие к дарам. //Князи Твои, глаголет, не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии// [[old:is:01:23|(Ис. 1:23)]]. И паки: //да не возмеши даров, дары бо ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна// [[old:ish:23:08|(Исх. 23:8)]]. И еще [[old:prsir:20:29|мзда и дарове ослепляют очи премудрых]] (Сир. 20:29). **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** //"Не знают, не разумеют, во тьме ходят"// - не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то - к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли** Изречениями первой половины сего стиха пророк изъясняет причину неправильной деятельности судей. Судьи должны производить суд нелицеприятный, – «//творить правду на суде//» [[old:vtor:16:18|(Втор. 16:18)]] как для знатных и сильных, так и для бедных и убогих, не отдавая последних на притеснение и угнетение богатым. Но они ни того, ни другого не исполняли, потому что **не познаша** точного требования законов правосудия и не выразумели (**ниже уразумеша**) действительного смысла их. А последнее происходит оттого, что начальники и судьи иудейские в делах судопроизводства руководятся не началами справедливости и божественного Закона, а пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они **во тме ходят**. А изречение последней половины стиха указывает на последствия, которые происходят от неправосудия. Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, **подвижатся вся основания земли**.** Основания земли**, т.е. существующих на земле царств и народов, жизни общественной и частной, составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность частная и общественная. «По причине сей (т.е. судебной) неправды, – говорит блж. Феодорит, – жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями» [6, с. 394–395]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]