[<10>] ====== Толкования на Пс. 81:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси** Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «//хранение законов утверждение нерастления//» [[old:prs:06:18|(Прем. 6:18)]]. Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и Божественное Писание, говоря в одном месте: «**Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси**; //вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете//». //**Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.**// ---- См. Толкование на [[old:ps:081:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 81:5]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** Когда сказал Бог, что все суть боги и сыны Вышняго? Ведь здесь говорится уже не об одних только на­чальниках, а о всех людях. Когда Бог, сотворив человека, дал такое определение его достоинства: //«сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами»// [[old:gen:01:26|(Быт.1:26)]]. Если бы люди сохранили это достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью. Непризнание величия Божия есть гордость пред Богом и болезнь диавола. **"как люди, умираете"**, – говорит пророк, показывая, что смерть для людей есть страдание. Но человеку можно было не умирать, если бы он от начала сохранил закон Божий, так как природа наша имела спо­собность и к тому и к другому. **«Как всякий**, – говорит, – **из начальников, падаете"**, указывая этим на диавола, так как он имел власть и был князем среди ангелов, почему Павел говорит: //«наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей»// [[new:ef:06:12|(Еф.6:12)]], но, возгордившись и пожелав большего, пал. Точно также и человек: услышав слова змия: //«но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их»//, т.е. от древа, //«откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»// [[old:gen:03:05|(Быт.3:5)]], он впал в непослушание, так что справедливо по гордости и паде­нию сравнивается с диаволом. **//Беседа на псалом 81.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси** Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вcи** Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]], показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божию. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо [[old:ish:22:28|(Исх. 22:28)]]. Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль [[old:ish:04:22|(Исх. 4:22)]]. Слова //Божественного Кирилла//. Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славе. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,—Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? [[new:in:10:34|(Ин. 10:34)]]. Слова //Феодорита//: И так Я вас почтил и сообщил вам Мое имя, и нарек Моими сынами. //Евсевий//, приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божию получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком [[old:ish:07:01|(Исх. 7:1)]]. Итак как Моисей человек Божий, получив от Него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов. ===== Евагрий Понтийский ===== Ст. 6-7 **Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных [тварей]; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное [начала души], ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем [людям], которые впадают в [чисто] человеческие помыслы, Святой Дух речет: «**Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете**». А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение [вторыми бесами и поступают] неразумно? — «//Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе//» [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. Если «//душа же согрешающая, та умрет//» ([[old:iez:18:04|Иез. 18:4)]], то ясно, что люди, умирающие **яко человецы**, людьми и погребены будут; те же, которые умирают как неразумные животные, становятся пищей неясытей и воронов: //одни птенцы их призывают Господа// [[old:ps:146:09|(Пс. 146:9)]], а другие — //валяются в крови// [[old:iov:39:30|(Иов. 39:30)]]. «//Кто имеет уши слышать, да слышит//» [[new:mf:11:15|(Мф. 11:15)]]. //**О помыслах.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 6-7 **Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** Доселе Пророк укорял судей в лицеприятии, в неправосудии и в небрежении о должности: а здесь показывает, коль недостойны люди, зараженные пороками сими, той высокой чести, на которой Бог поставил их. Аки бы сказал: **аз рех**, что **есте** по Божию дару; но теперь приложу, что **есте** по свойству вашему. По Божию дару **бози есте**, и Ангелам подобни; по свойству же и по склонностям вашим – яко прочии **человецы есте**, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, **якоже** и **вси**, подобным образом **падаете**; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 6-7 **Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** По собственным словам Божиим, они нравственно слепы и следуют началам, которые неминуемо должны привести к разрушению всякого существующего порядка; поэтому Бог изрекает им Свой судебный приговор, о приведении в исполнение коего псалмопевец в заключение молит всесильного Господа. Ст. 6 и 7 нужно так связывать: хотя Я сказал: «вы боги, сыны Вышнего», т.е. Мои судьи; но это достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников; несмотря на ваше звание, вы будете наказаны, как обыкновенные люди (**человецы**); Я даже не обращаю внимания на княжеское достоинство (**от князей**); как князья наказываются Мною, когда оказываются виновными, так и вы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси** //"Вы боги и сыны Всевышнего"// в смысле - представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете** Здесь псалмопевец опять выставляет говорящим Самого Бога и объявляющим Свой грозный приговор неправедным судьям. Сотворенные по образу Божию и по подобию Его, все люди вообще носят на себе печать сыноположения и звание сынов Божиих; в особенности же все принадлежащие к Церкви Христовой, по праву усыновления их Христом Спасителем, суть **сынове Вышняго**, а те между иудеями, которым вверена была власть судить и управлять народом Божиим, назывались и в Писании «//богами//» [[old:ish:22:28|(Исх. 22:28]], [[old:ish:07:01|7:1]]). Сам Иисус Христос, приводя слова сего псалма, в речи пред неверовавшими в Него иудеями дает им тот же смысл [[new:in:10:35|(Ин. 10:35)]]. И как ни высоко достоинство **князей** и судей между простыми людьми, но и они такие же смертные **человецы** и подвержены той же участи, как и все люди. **Аз рех**, – говорит Верховный Судия Бог, – Я сказал: вы боги и **сыны Всевышняго** – все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, **как всякий из князей**, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. Помните же, что ваше высокое звание и достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]