[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже** Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя — не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже** Пророк говорит это не вопрошая (во­прос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: **«кто уподобится Тебе?»**, чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домо­строительство Единородного во плоти уподоблялось по славе дея­тельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. **«Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже!"**, т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам. **//Беседа на псалом 82.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже** **Боже кто уподобится Тебе** И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «**кто**» Пророк употребил вместо: никто. **не премолчи, ниже укротися Боже** Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «**ниже укротися**». Так перевел и Симмах: не оставайся в покое. Потом Пророк показывает причину сего прошения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже** **Боже, кто уподобится Тебе** Слова сии сказаны не вопросительно, но с удивлением. Давид удивляется в сих словах тому, что Бог не имеет подобия и равенства ни с чем. Ибо речение: **кто**, не означает редкости, а совершенную невозможность сравнения, и поставлено по словам Феодорита, вместо: никто, то есть: Боже! никто не может уподобиться Тебе, поелику Ты по природе не подлежишь сравнению и непостижимо всемогущ. Слова Феодорита: И вся, говорит, в совокупности природа — Ангелов и людей —не может сравниваться с Твоею силою, ибо Ты имеешь власть несравненную. Дидима: Подобие принимается двояко: есть подобие по существу, называемое и тождественностию: есть подобие и по качеству, которое и просто называется подобием. По второму значению могут уподобиться Богу те, которые совершенны, как и Отец небесный совершен. Почему и сказано: когда откроется, будем подобны Ему [[new:1in:03:02|(1 Иоан. 3,2)]]; а по первому значению, то есть, по существу, Богу никто не может быть уподоблен. Речение: **кто уподобится**, не означает ни разузнавания, ни редкости, но означает невозможность, потому что, по существу, никто не может уподобиться Богу. **не премолчи, ниже укроти, Боже** Поелику, говорит, нет подобного Тебе, Господи, по силе, то посему не долготерпи, ибо это означает, по словам Дидима и Исихия: не молчи; и не переноси более злых действий врагов наших. И Симмах перевел: не будь тих. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже** По мнению многих, псалом сей сложен во времена благочестиваго царя Иосафата, ополчившагося против многочисленных врагов. Главные виновники брани были Аммониты и Моавиты, заключившие союз не токмо с Сирианами, но и с другими, отдаленнейшими народами, кои множеством своим наполнили почти всю Иудею, как читаем во второй книге Паралипоменон, в главе [[old:2par:20:start|20]], где Священная история повествует, что один Пророк, по имени Иозиил, от имени Божия обещал царю победу, которую после воспели пред Богом Левиты. А как нет сомнения, чтоб и весь народ не участвовал с благочестивым царем во всеобщей опасности, то молитва сия предложена во образец для всей Церкви. Коликаго движения и жара исполнена она, доказывают тотчас встречающияся в первом стихе слова: **не премолчи, ниже укротися Боже**, или, как в Еврейском тексте изображено: не буди молчание Тебе, **не премолчи**, ниже препочивай Боже! **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, кто уподобится Тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже** Сначала в псалме излагается молитва, чтобы всемогущий (**кто уподобится Тебе**) Бог помог молящимся, восстал со всею строгостью против надменных (//воздвигоша главу//) врагов, произведших большое военное движение (//возшумеша//), коварно соединившихся, чтобы истребить Израиля, как народ злоумышлением и заключивших завет против Самого Бога. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже** //Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения// Смысл образных выражений — не замедли, Господи, своей помощью нам. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже** Желая в псалме своем испросить милость у Бога и всесильную помощь Его на многочисленных врагов народа израильского, псалмопевец начинает его с признания и исповедания всемогущества Бога и Его неизреченной благости, таких высочайших свойств Его Божества, в которых никто не только из земнородных, но и из небесных духов не может не только равняться с Богом, но хотя сколько-нибудь быть подобным Ему: **Боже, кто уподобится Тебе**? Но, признавая всемогущество Божие, псалмопевец в то же время имеет в виду и неограниченную благость Его, по которой Он иногда щадит и величайших грешников, долготерпит часто к нечестивым и злотворящим врагам своим, нередко являет свою кротость и спокойствие там, где, по человеческому рассуждению, Ему следовало бы проявить Себя строгим и грозным Судией. Посему он и умоляет Бога: Боже, разве может кто-нибудь уподобляться Тебе? **Не премолчи же**, не безмолвствуй и не оставайся в покое, **не укротися, Боже**! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]