[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя** Вот, пророк указывает другой вид вражды против Бога. Те, кто враждует против народа Божия и святых, поднимают войну против Того, чьи они рабы и братья. Под войною пророк разумеет не только описанную им ниже, где он упоминает и о воевавших с иудеями народах, но и подразу­мевает ту тайную войну, какую обычно ведут грешники против праведников. Поэтому пророк говорит не просто: составили коварный умысел, а: **"составили охотно коварный умысел»**, т.е. употребляли хитрости всякого рода и вида. Таковы суть те, которые людей, преданных Богу, сначала лишают денег, имений или чего другого, чтобы побудить их к неблагодарности и хуле на Бога; когда же в этом не успевают, подстрекают их к удовольствиям, возбуждают страсть тщеславия, высокомерие, гордость, давая советы врагов под видом друзей. **//Беседа на псалом 82.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя** //Симмах//, вместо: //«на святыя Твоя»//, перевел: //на утаеннаго Твоего//, и //Акила//, а также и //Феодотион//: на сокровеннаго Твоего. Поелику от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский; то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: //«им же образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение»// Господа //«есть в нем, тако сотворю служащаго Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды»// ([[old:is:65:08|Ис.65:8–9]]); и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его //«уединенный дивий, и вси мимоходящии путем»// попирают, сколько угодно ([[old:ps:079:13|Пс.79:13–14]]). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать. ===== Евфимий Зигабен ===== **На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя** **На люди твоя лукавноваша волею** (сковарствовали умысел) Враги, говорит, Твои, Господи, сковарствовали против народа Твоего умысел (γνωμη) то есть, показали против него великое и многоразличное злоухищреше, или другим образом наименование γνωμη иногда означает увещание и внушение, как говорит Апостол: касательно девственности я не имею повеления от Господа: а даю совет [[new:1kor:07:25|(1 Кор. 7,25)]], а иногда совещание, каковое значение имеет и здесь: хитро, говорит, составили против народа Твоего, Господи, совет, а иногда γνωμη значит мнение, решение, как у Даниила: против кого вышло бесстыдное сие решение [[old:dan:02:15|(Дан. 2,15)]]. Принимается также γνωμη и в значении веры, и учения и образа мыслей, как у// Григория Богослова// сказано: и приносить от себя мысль есть дело мужа благочестивого и имеющего ум. **И совещаша на святыя Твоя** Это род повторения; ибо сими словами изъясняются предыдущие. Давид называет святыми иудеев, как веровавших в святого Бога, хотя и отступили от святости. Их же называет и преподобными в стихе [[old:ps:078:02|2]]м 78 псалма: плоти преподобных Твоих, о чем мы говорили уже. Другой говорит: Упоминает о святых, прося, чтобы за них помиловал весь народ, против которого враги с заботливостью тайно составляют некие умыслы и хитро производят совещание. //Симмах// вместо на святых Твоих, перевел против сокрытого Твоего, сказывая это о недоступных частях храма, или, по словам //Феодорита//, о Христе, имевшем произойти от иудеев. Не только, говорит, против нас употребляют хитрости, но дерзают свирепствовать и против сокрытого у нас: ибо когда посечен будет корень, откуда произрастет плод? Посему, по словам Исаии (гл. [[old:is:65:start|65]]) за одну ягоду, т. е. Христа, и вся (виногр.) кисть, т. е. народ Иудейский, получил благословение, или лучше сказать, весь виноград. И когда Его не стало и с ним собран и прочий плод, оставшийся виноград предан зверям. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя** См. Толкование на [[old:ps:082:03#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 82:3]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя** **Лукавноваша волею** – составили хитрый, коварный план. **На святых твоя** – против израильтян, особенно покровительствуемых Богом. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя** //"Составили коварный умысел"// - в смысле скрытый, так как нападение их на Иудею было для Иосафата совершенно неожиданным ([[old:2par:20:02|2 Пар XX:2]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя** См. Толкование на [[old:ps:082:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 82:3]] [<10>]