[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли** **Познанием** пророк называет здесь не добровольное признание, а согласие вынужденное необходимостью. Подобно тому, как мы, видя острый нож, когда испытали его, признаем острым на самом деле, или как, согла­шаясь, что огонь горяч, утверждаем это особенно после того, когда приблизимся к нему, так точно и все неверующие во время суда признают Бога и узнают, что Он один Вышний над всею землею, и не делит Своей власти с идолами, как теперь думают некоторые нечестивые, из того, что Бог долготерпелив, заключающие, что Он не все может и не во всем. Тогда этого они не скажут, так как Бог будет в отношении к ним уже не долготерпелив, а правосуден. **//Беседа на псалом 82.//** ---- **«И да познают, что имя Тебе Господь»**. Если Давид упоминает об Отце, то знай вот, что имя Отцу – Господь. Имя Отца Господь, а Павел гово­рит: //«и один Господь Иисус Христос»//. Следовательно, Господь Отец, Господь Сын. Как соучастник имени, Христос, следовательно, есть и соучастник достоинства. Но иудей отказывается признать, что Давид сказал это относительно Отца, чтобы, усвоив имя **«Господь»** Сыну, оставить имя// «Бог»// Отцу. Соглашаюсь с определением и принимаю условия. Я не разделяю имен поклоняе­мой Троицы по достоинству, как многократно говорил раньше, потому что церковь проповедует нераздельную славу; но сни­схожу к вашему трудному положению и говорю: допустим (что сказано о Сыне): **«и да познают, что имя Тебе Господь»**; что же ты сделаешь с дальнейшим выражением: **«Ты един вышний над всею землею»**? По твоему нечестивому учению Отец, следовательно, еще не Вышний, потому что единый Вышний – Сын. Здесь, братие, не волны моря, готовые кого задушить, а волны любви, могущие освятить. Но, впрочем, когда говорится и проповедуется о Христе, пусть эта боголюбезная ладья плы­вет спокойно. Если море, узрев стопы Владыки и услышав: //«умолкни, перестань»// [[new:mk:04:39|(Мк.4:39)]], покорилось Его велению, то не­разумно, чтобы Церковь не повиновалась своему Жениху, возве­щающему слова жизни и воистину имеющему во устах своих божественную благодать, – //«излило сердце мое слово благое»// [[old:ps:044:02|(Пс.44:2)]]. Но возвратимся к нашему предмету. **«Да познают, что имя Тебе – Господь»**. Выбирай, что желаешь; говорю не в том смысле, чтобы выбор лежал в твоей власти. И Иисус Навин, когда говорил народу: //«изберите себе ныне, кому служить, богам»//, которым служили отцы ваши, или Господу Богу нашему [[old:nav:24:15|(Нав.24:15)]], не предоставил, конечно, выбор во власть людей, а хотел показать, что воле любящих Бога сопутствует благочестие. И в другом месте он говорит: //«вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему»// [[old:nav:24:22|(Нав.24:22)]]. Подобно тому как там избрание не унизило достоин­ства Божия, а показало свободную волю благочестивых людей, так и я теперь, если предоставляю выбор свободной воле, не достоинство Божие оскорбляю, а испытываю свободу. Итак, **«и да познают, что имя Тебе – Господь»** – сказано об Отце, или о Сыне? Если об Отце, и имя Отца Господь, то имя и Сына Господь, потому что //«и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»//; следовательно, и достоинство так же обще, как и имя. Но **«Господь»** имя Сына; следовательно, один только Сын Господь, потому что **«Ты**, – говорится, –** един Вышний над всею землею»**. Если же, та­ким образом, единый Господь только Сын, то Отец чужд ли господства? Да не будет! И Сын, когда Отец называется еди­ным только Богом, не лишается божества. //«В начале//, – гово­рится, – //было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»// [[new:in:01:01|(Ин.1:1)]]. Следовательно, ни выражение: //«Бог»// Отец не отлучает Сына от божества, потому что и //«Слово было Бог»//, ни название Сына **«еди­ным Господом»** не указывает на то, что Отец чужд господ­ства, потому что //«Сказал, //– говорится, –// Господь Господу моему: сиди одесную Меня»// [[old:ps:109:01|(Пс.109:1)]]. Итак, Господь Отец, Господь Сын, Господь Дух Святый, потому что //«Господь... Дух есть»// [[new:2kor:03:17|(2Кор.3:17)]]. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли** См. Толкование на [[old:ps:082:18#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 82:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И да познают, яко имя Тебе Господь, **(и что)** Ты един Вышний по всей земли** Поелику, говорит, означенные язычники свободно и по своей воле не хотели познать, то пусть познают невольно и по нужде; что ж да познают? Что имя Тебе Господь, т. е. что Ты Владыка, или Властитель; сверх того да познают и то, что Ты один Бог над всею землею. Ибо евреи называли Бога Всевышним, как небесного. Этот псалом приличен и тем христианам, которые бывают гонимы за Христа. Слова //Диодора//: Писание имя Господь принимает в отношении к чyдoтвopeнию, как сказано Моисею: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, и имени моего Господь Я не открывал им [[old:ish:06:03|(Исх. 6,3)]], вместо того, чтоб сказать: в чудесах Я не явился им, но они были столь верны, что не имели нужды в чудесах для познания Меня. А это сказал в укор Моисею, требовавшему от него чудес. Итак, из сего должны заключать, что слова: имя Teбе Господь, можно заменить следующими: из того, что Ты, наказывая их, чудотворишь, должны познать, что Ты Господь всего и превыше всей земли. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И да познают, яко имя тебе Господь, ты един вышний по всей земли** Сие также не о спасительном глаголет познании, но о таком, которое рука Божия насильно исторгает у отверженных людей. Итак, хотя не просто говорит, что дознают некоего Бога, но полагает особенный Богопознания род, то есть, что те, кои прежде презирали истинное Богослужение, наконец **познают** того единаго Бога, Который открыл Себя в законе, и Который почитается в Иудее: однако между тем означает, что сие познание будет тщетное, и живаго корени не имеющее. Чего ради? Понеже отверженные люди не чистосердечно, ниже добровольно покоряются Богу, но или принужденно влекутся к притворному повиновению, или не смеют устремиться на явное неистовство. Сие убо познание есть такое, которое не проникает сердца, но исторгается силою. Здесь заметить должно оное местоимение Ты. Ибо Пророк делает сравнение между Богом Израилевым, и между ложными богами языческими, аки бы сказал: Господи, сотвори, да восчувствуют ослепленные люди, что идолы, устроенные ими, суть ничто. А понеже нечестивые безразсудно и недостойно прилагают своим кумирам священное имя истиннаго Бога, сего ради Пророк и сие злоупотребление исправляет, глаголя: **яко имя Тебе Господь**. То есть, яко Тебе единому существенно приличествует имя **Господа**: ибо сколько бы неверные не терзали Твоея славы, но Ты всегда пребываеши Той же. Но и здесь памятовать должно ту же противоположность, о которой сказали мы выше. Ибо не было нигде толь грубаго народа, который бы не чтил некоего Божества, но каждая страна и каждая область имела своих богов. И хотя Моавиты и Идумеи и другие народы уступали некоторую власть Богу Израилеву, но думали, что оная заключалась в одних токмо пределах Иудеи. Сие-то святотатственное разделение Божия славы Пророк отражает здесь, и сколько ни было тогда суеверий в мире, испровергает, когда Богу Израилеву приписывает имя единаго, и притом **Вышняго по всей земли**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И да познают, яко имя тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли** Здесь, в заключение своего псалма, хотя и не вполне ясно, пророк делает сравнение между Богом Израилевым и между ложными богами языческими, которым ослепленные люди ложно воздают божескую честь и поклонение. Продолжая свою молитвенную песнь к Богу, он как бы так говорит: они, эти многочисленные враги израильтян, постыженные и обесчещенные, после того, как Ты, Господи, поразишь их жестокими казнями, невольно признают, что боги их ничтожны, что **Ты един Всевышний** владычествуешь над **всею землею**, и что **Тебе одному** поистине приличествует **имя Господь** [[old:ish:15:03|(Исх. 15:3)]], – не на одну только иудейскую землю простираются Твоя власть и Твое могущество, но – **по всей земли**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]