[<10>] ====== Толкования на Пс. 83:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 7-8 **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе** **Во юдоль плачевную.** **Плачевною юдолию** называет смертную жизнь. Поэтому говорит: в смертной жизни, назидая их ежедневно, исполнишь благих помыслов; и ощутительно для них стало заступление Твое. **Ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу.** Награду, говорит, за благие помыслы воздаст им Законоположник, т. е. Давший им закон Нового Завета. Какие же это благословения? Не **те** ли, что **пойдут от силы в силу?** Разумеет же восхождение от здешнего жития по Богу в горний Иерусалим, по отшествии в который узрят Бога, //якоже есть// ([[new:1in:03:02|1 Иоан. 3,2]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8 **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе** Бог не лицеприятен, и не помогает одним, а другим нет, но подает свою помощь всем, кто к нему обращается. Но как обра­щается? Через **"долину плача"**, т.е. чрез покаяние. Здесь Бог дал греш­никам средство для исправления и спасения, говоря: //«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»// [[new:mf:04:17|(Мф.4:17)]]. Кто идет этим путем, тот //"в сердце своем положил восхождение»//, стремясь взойти от земли на небо, и не чрез одну ступень, а чрез многие ступени. Поэтому и сказано: восхождения, а не восхождение. Действительно, нам надо иметь много различных добродетелей, чтобы освободиться от дольняго и достичь горняго. Какие же именно? **«Ибо... Законоположитель дарует **(за сие)** благословение. Будут они восходить от силы в силу, явится **(для них)** Бог богов в Сионе»**. Пророк говорит о заповедях евангельских, в которых высказано не одно благословение, а многие, – о различных блаженствах, выражен­ных Христом; слушающий их восходит по ним от силы в силу, идет от одной добродетели к другой: от смиренномудрия к плачу о грехах, отсюда – к кротости, затем – к непрестанному исканию правды, далее – к милостыне, от нее – к чистоте сердца, а от по­следней – к добродетели миротворения. Венцом же всего служат гонения за Христа, усовершившийся в которых и достигший конца увидит Бога в Сионе – в духовном созерцании (**Сион** и значит созерцание). Итак, верх блаженства – видение Бога, не так, как Он есть, а насколько Он благоволит дать. Можно сказать, что все сказанное, начиная с перемены тона, говорится и о Петре: он был блажен, получив помощь во время отречения, почему и не отчаялся, но положил чрез покаяние //"который в сердце своем положил восхождение в долину плача"//. Ты знаешь, как он плакал и как, приняв благословения нового законодателя-Христа, восходил от силы в силу: прибежав к месту воскресения и увидев пелены, но, увидев затем и Христа, встретившего его, как засвидетельствовал Лука, он не удовольство­вался этим, но восшел в другую силу – в Сион, где снова ему явился Бог богов – Христос, преподав благословение, и даровав ученикам мир и дар Духа [[new:lk:14:12|(Лк.14:12)]]. **//Беседа на псалом 83.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Положи во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй** Приявший в сердце восхождения Божии и дознавший на себе благословения Законоположника, предается не смеху и забавам, но сетованию и слезам, желая себе освобождения отсюда. Ибо слышит, что говорит Бог: //«блажени плачущии: яко тии утешатся»// ([[new:mf:05:11|Мф.5:11]]), //«и блажени»// рыдающие; потому что возсмеются ([[new:lk:05:02|Лк.5:2]]). Посему, вступивший в завет сей ожидает благословения от Законоположника. Юдоль же плачевная иносказательно есть место, где явившийся Ангел обличил народ в беззаконии, и все множество побудил к плачу, ибо от сего место сие получило такое именование ([[old:sud:02:01|Суд.2:1–5]]). В собственном же смысле и в самой действительности юдоль плачевная есть настоящая жизнь, в которой, и Адам в поте лица ест хлеб, и Ева в болезнях раждает чад, и не согрешающие только, но и Святые, воздыхают и один говорит, что //«опечалился до смерти»// ([[new:in:04:09|Ион.4:9]]), а другой взывает: //«приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, ниже жити»// ([[new:in:04:03|Ион.4:3]]). И великий проповедник истины говорит: //«и мы начаток духа имуще в себе воздыхаем»// ([[new:rim:08:23|Рим.8:23]]). Таким образом можно видеть, что подвизающиеся Святые непрестанно употребляют в помощь слезы, и в этом находят для себя веселие. Посему, в сей юдоли плачевной приявшие восхождения, и слезы проливают, и любят жизнь многотрудную, и ожидают благословения от Законоположника. ===== Евфимий Зигабен ===== **Положи во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй** **Во юдоли плачевней** Кто, говорит, удостоился заступления Божия, тот положил в сердце своем восхождения. Где? В том же, говорит, месте плачевном, т. е. по словам //Афанасия//, в сей прискорбной жизни. Сия жизнь названа долиною плача переносно от подобия того места, в котором Бог обличил некогда чрез своего Ангела беззаконие евреев и сим возбудил в них плач; почему и место сие названо юдолью плача, как написано в книге Судей: случилось когда Ангел Господень говорил слова сии ко всем сынам Израилевым, то народ возвысил голос свой и плакал, и назвал имя месту тому: плач [[old:sud:02:05|(Суд. 2,5)]]. А юдоль есть низкое место, т. е. лощина. В высшем смысле сие низкое место плача означает покаяние, потому что покаяние совершается чрез смирение, плач и слезы. **В место еже положи** (избрал) Cии слова изъясняют предыдущие: он говорит, что юдоль плачевная, о которой я сказал прежде, есть то место, которое человек положил в самом себе, или которое избрал. Сие изъяснение темно и не объясняет; быть может для ясности надобно прибавить и следующее: человек, преступив заповедь Божию, сам собою разрушил радостотворную райскую жизнь и наследовал скорбное и исполненное стенаний пребывание в миpе сем. Или должно понимать так, что блажен тот, кто удостоился Божия заступления и плачет в том месте, в котором находится, которое он избрал для себя, то есть, в миpе ли, или в монастыри, или в безмолвии и отшельничестве. **Ибо благословение даст законополагаяй** (закон поставляющей сие) Блаженны, говорит, выше упомянутые, которые всегда в доме Христовом хвалят Господа и которые удостоились Божественного заступления и плачут. Христос, узаконяющий сие в Евангельских заповедях, дает им благословения. А благословениями Христовыми могут быть различные блаженства и особенно девять, изложенных в Евангелии, и преимущественно четвертое: блаженны плачущие, ибо они утешатся [[new:mf:05:04|(Матф. 5,4)]]; также: блаженны плачущие ныне, ибо возсмеетесь [[new:lk:06:21|(Лук. 6,21)]]. Слова //Кирилла//: Посему блаженны делающие добродетельные вocxoждeния в жизни своей: потому что давший закон Нового завета, т. е. Христос, даст, говорит, им воздаяния за добрые помышления. Ибо когда придет во славе Отца Своего, скажет: приидите благословенные и прочее, которые и получив венец правды будут восходить от силы в силу, от залога дарований к совершенству. Ибо показавшие вполне мужество в настоящей жизни, и победившие сатану достигнут многих приращений данных им от Бога дарований. Ибо в чем может состоять благословение, как не в восхождении от силы в силу, т. е. от богоугодной жизни здесь, в жизнь горнего Иерусалима, где по исходе узрят Бога; почему и присовокупляет: явится Бог богов на Cиoне. //Феодорит//: Тот кто принял в сердце божественные восхождения и познал благословенья законоположника, не предается смеху и роскоши, но рыданию и слезам, желая освобождения от сей жизни, ибо слышит Бога говорящего: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Итак, заключивши договоры, ожидает благословения от Законоположника. В собственном же и истинном значении юдоль плача есть настоящая жизнь, в которой и Адам в поте лица ел хлеб, и Ева в печали родила детей. И не только согрешающие, но и святые стенают. Посему те, которые в сей юдоли плача восприяли восхождения, и проливают слезы и с любовью проходят многотрудную жизнь, ожидая благословения от Законоположника. //Никифор Ксанфопул//, изъясняя слова: в доме Давида страх великий, говорит: что суд будет там—на гopе Елеонской, сам Давид говорит о том в [[old:ps:023:start|23]]м псалме: блажен муж, у которого есть заступление Твое, восхождения в сердце своем он положил в юдоли плача—в том месте, которое избрал. Ибо благословения даст Законополагающий сие. Ибо верх оной горы называется горою Елеонскою, а низ—юдолью плачевною. Итак поелику из имеющих быть судимыми там одни будут плакать, а другие будут помилованы; то посему и гора сия наименована двумя именами. Там то и Законополагающий даст благословение, когда скажет стоящим одесную: приидите, благословенные Отца Моего. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 7-8 **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе** Первый стих в Еврейском тексте яснее читается так: грядущии сквозе **юдоль** плача во источник себе полагают **Бога**; ибо благословением одеет их научаяй пути. Чрез сие разумеет Пророк, что усердным Богопочитателям ничто не может воспрепятствовать в пути, ведущем ко святилищу. А сими словами подтверждает то же, что сказал выше, то есть, что для людей благочестивых нет ничего желательнее, как ежедневно упражняться в Богослужении, и что нет таких препятствий и затруднений, которыя бы могли удержать пламенное усердие их к **Богу**: нет таких пустых и сухих **юдолей**, чрез которыя бы не желали они проникнуть к священным собраниям людей подобных им. Итак, под именем **юдоли** плача, без сомнения, означает пустыя и безводныя степи, по которым шествовали путники во Иерусалим. Следовательно, Давид ублажает здесь постоянство людей благочестивых, говоря, что ни дальнее разстояние мест, ни трудность пути, ни песчаныя **юдоли**, ни жажда, ни иныя препоны не возбраняют им приходить во Иерусалим на поклонение **Богу**: а за таковое усердие и за таковые подвиги обещает им Божие **благословение** и помощь в многотрудном пути. То же самое и в следующем стихе повторяет: ибо как по пренесении заветнаго ковчега на гору Сионскую, законом предписано было собираться туда для поклонения **Богу**; то верные свято исполняли сию должность. Они ходили из отдаленных стран толпами во Иерусалим, и не чувствовали усталости, донележе не узрят лица Божия, и в сем-то разуме сказаны оныя слова: **пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе**. А каким образом древле являлся **Бог** рабам Своим во храме, о том пространнее сказано инде: а здесь повторим вкратце, что хотя не было во храме никакого видимаго изображения Божия, но понеже ковчег завета был знамением присутствия Его, то верные посредством онаго знали, как приступать к **Богу**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй** Этою наполняющею сердце его надеждою на Бога он делает себя достойным избавления от настоящей нужды (**юдоль плачевная**) и беспрепятственного посещения назначенного Богом места богослужения, он прокладывает себе обратный путь на Сион. **Во юдоль плачевную** – в долину, или чрез долину слез, ведет путь к богослужебным местам, т.е. псалмопевец должен сначала в надежде на Бога пережить состояние глубокого страдания, и потом уже только придет он **в место, еже положи**, т.е. где совершается богослужение. **Законополагаяй** – Бог, давший закон; по крайней мере три раза в год посещать место богослужения. **Благословение**, без сомнения, должно состоять в устранении препятствий, делавших невозможным посещение богослужебных мест. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй** См. Толкование на [[old:ps:083:06#lopuxin_ap|Пс. 83:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй** См. Толкование на [[old:ps:083:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 83:6]] [<10>]