[<10>] ====== Толкования на Пс. 83:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** **Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ.** Под днем единым **во дворех** Божиих, т. е. в церквах, разумеется день воскресения Спасителева. А тысячами, или тысячею (ибо так читается в еврейском тексте) называет подзаконное служение, которое имело силу в продолжение тысячи лет, начав со времен Соломона, которым основан Божественный храм, до пришествия Спасителя. Поэтому, показывает великое превосходство евангельского служения пред подзаконным. **Изволих приметатися в дому Бога моего.** Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение к Иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** Не сказал: желаю жить в дому Бога моего, ни: обитать, ни: войти, но: **"быть у порога"**. Я рад, гово­рит, быть и в числе последних; доволен буду и тем, если удостоюсь войти в преддверие; почту за величайший дар, если меня поставят между последними в доме Бога моего. Любовь усвояет себе общего всех Господа: такова уже любовь. **"В доме Божием"**. Любящий желает видеть не только самого любимого, и не только дом его, но и преддверие; и не только преддверие дома, но и самую улицу и переулок (т.е. дом любимого человека); и если увидит хоть одежду или обувь друга, думает, что пред ним сам друг его. Таковы были пророки: так как они не видели бестелесного Бога, то взирали на храм, и в нем представляли себе присущим самого Бога. **"Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия"**. Всякое место, всякий дом, – будет ли то судилище, или сенат, или частный дом, – в сравнении с домом Божиим, есть селение грешни­ков, потому что хоть и там бывают молитвы и моления, но не­избежно бывают также раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах: а этот дом (Божий) чист от всего этого. Вот почему те места – селения грешников, а это – дом Божий. И как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Бо­жий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно, и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия. **//Беседа, содержащая порицание не бывших в церкви.//** ---- **Дворами** Божиими пророк называет Вифлеем, крест, воскресение. Один день в каждом из них, следовательно, лучше тысяч. Чего не сделали века от самого начала мира, то сделано для всего человеческого рода в день рождения Христа, или в день распя­тия, или воскресения, а равно и вознесения. Вот почему, прославляя эти дворы, пророк дальше говорит: **«предпочел я лучше повергаться у... дома Бога моего, нежели жить в домах грешников»**. Лучше желаю, говорит, быть в названных дворах с презренными и отверженными, чем жить в синагогах иудейских, которые назы­ваются уже не селениями Божиими, а селениями грешников, нарушаю­щих закон. Пророк предпочитает получить жребий с разбойником, который является ничтожнейшим в церкви Божией, или с хананеян­кой, которая, будучи отвергнутой, просила крупиц, падающих от трапезы, чем быть с Каиафой и прочими архиереями, первенствовав­шими в синагоге иудейской. О том же самом будем молиться и мы, – чтобы быть последними из праведников и извергами, как говорил Павел [[new:1kor:15:08|(1Кор.15:8)]], и не жить с грешниками. **//Беседа на псалом 83.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** То-есть: желаю лучше повергать себя у прага дому Божия, нежели жить с удобством и удовольствием в жилищах грешников. Изречение многовразумляющее. Не потому ли между-прочим он так сильно чувствовал любовь к дому Божию, так крепко и смиренно прилеплялся к нему, что не любил жить в селениях грешничих, и наслаждаться их удовольствиями? **//Беседа на обновление храма Святых Апостолов Петра и Павла. 1852 г.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** **«Яко лучше един во дворех Твоих паче тысящ».** Ибо народ твой, пользуясь Твоею о нем попечительностию, всегда притекает ко храму Твоему, приобретая от сего великую пользу. Ибо чтó пожнет человек здесь в один день, того не соберет в другом месте употребив на то многия тысящи дней. Так прилично было говорить пленникам в Вавилоне, которые были принуждены жить с людьми нечестивыми, не получали оттого никакой выгоды, разсуждали же о прежней пользе от Божественнаго храма. **«Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих».** Столько достолюбезен мне дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии. А сие равно и пленникам вавилонским полезно, и нам пригодно; потому что и их научала благодать Духа не взирать равнодушно на запустение Божия дома, и мы научаемся, всегда вожделевать домов, посвященных Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** **Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ** О Божественных дворах мы сказали выше, что они означают церкви Христовы. Итак Давид говорит, что лучше находиться один только день в церкви Христовой, нежели тысячи дней в других местах общих или не священных. Здесь союз: ибо есть утвердительный. //Евсевия//: В созерцательном смысле под одним днем во дворах Божиих должно разуметь день воскресения Спасителя, а под тысячью (ибо так найдено в еврейском писании)—служение во время закона. Ибо столько лет продолжался Иерусалим и в нем закон со времен Соломона до пришecтвия Христова. Итак, оно означает, что великое расстояние между Евангелием и законным богослужением. Другой говорит: Один день будущего века, не пресекаемый ночью, лучше тысячи лет нынешнего века. **Изволих приметатися **(быть у порога)** в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** Что сказал выше, то яснее говорит и здесь, где замечай, читатель, сколько Давид, по словам //Феодорита//, любил храм Божий, что даже стоять у порога его, если б это случилось, и покрываться пылью у врат его и лежать на полу и низшем месте, он предпочитал по причине подававшегося там освящения обитанию и славному сидению с честью напереди в домах грешников и злых людей. Слова //Евсевия//: Он как бы так говорит: я бы желал лучше быть малым и ничтожным в числе находящихся в церкви, нежели великим в грешном народе, чтобы находясь в дому Божием, я мог всегда хвалить Его. Ибо как один день я избрал предпочтительнее тысячам; так и дом Бога Моего я предпочел обитанию в жилищах царских, вообще с неведущими Бога. Слова //Диодора//: Хочет сказать, что лучше иметь знание и страх, и жить один здесь день, нежели тысячи дней без познания и прославления Тебя. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** Понеже большая часть мирских людей без причины живут в свете и ничего так не желает, как продолжительныя жизни, сего ради Давид глаголет здесь, что он имеет намерение жить на тот токмо конец, дабы служить **Богу**; и для того за большее почитает препроводить **един день** при дверех храма Его, нежели чрез долгое время находиться между людьми нечестивыми, не имеющими даже и понятия о Богослужении. А понеже единым священникам позволено было во храм входить, как сказано выше: для того ясно изображает, что он доволен будет и тем, ежели имеет стоять токмо в преддверии храма. Но в Еврейском тексте еще сильнее мысль сия выражена так: избрах при праге быти **дому Бога моего паче, неже жити в селениих грешничих**. Сие сравнение премного увеличивает смирение Пророка, аки бы тако глаголющаго: я лучше желаю быть в самом последнем и простейшем месте при **доме** Божием, нежели иметь первейшее между нечестивыми. Редкий, поистинне, пример благочестия! **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** Тем более да услышит его Бог, так как он всею душою привязан к месту богослужения, которое теперь для него недоступно и так как счастие посещать его, даже находиться вблизи его, для него выше всех благ, к каким стремятся люди. **Паче тысяч**, т.е. дней в обществе с грешниками; **приметатися** – повергаться, быть последним, самым презренным. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих** //Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных// Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали //"один день"// при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми (//"у порога в доме Божием"//), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, нежели жити ми в селениих грешничих** Здесь псалмопевец изображает любовь и приверженность свою к **дому Божию**, по которой для него один день пребывания во дворе дома Божия важнее и дороже, нежели тысяча дней в шатрах или домах людей грешных, не имеющих даже и понятия о высоком достоинстве Богослужения. **Приметатися** (abjectum esse, frequentare limen – «быть отброшенным, униженным, находиться часто у порога») – этим словом он хочет выразить ту мысль, что всегдашнее пребывание у порога **дома Божия** составляет для него столь высокое счастье, что он лучше желает быть отребием мира, чтобы нечестивый мир выбросил его, как негодную вещь, только бы не быть ему отверженным от дома Божия. **Изволих**, т.е. «я желаю, – говорит он, – лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (по пер. с евр.). Или, как говорит блж. Феодорит: «Столько достолюбезен мне дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии» [6, с. 404]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]