[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль** **Благоволил еси Господи землю Твою**. Ибо действительно Бог и Отец благоволил //возглавити всяческая о// Христе [[new:ef:01:10|(Еф. 1,10)]]. **Возвратил eси плен Иаковль**. Ибо проповедовал сперва иудеям, что искупит многих от постигшего их духовного плена. Это, по прочтении пророчества Исаии, в котором сказано: //Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение// [[old:is:61:01|(Ис. 61,1)]], — и выразил Спаситель, сказав: //днесь сбыстся писание это во ушею вашею// [[new:lk:04:21|(Лк. 4,21)]]. Ибо Он, разрешив узы наших грехов, соделал, что перестали мы служить прелести многобожия и демонам. Здесь заключается пророчество о том и другом: и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной. И все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль** Случающееся одинаково обще как человеку, так и земле. Когда земля благоденствует, благо­денствует и человек, когда она подвергается казни, вместе с ней подвергается казни и он, как от нее происшедший и от нее получающий питание. Поэтому и сказанное теперь пророком можно по­нимать в общем смысле, так как и тварь, основанием которой служит земля, ожидает нашего освобождения, как говорит Павел [[new:rim:08:19|(Римл.8:19–22)]]; это освобождение пророк назвал теперь благо­волением, относя его в общем смысле ко всем людям, – почему человек называется землею, многократно разъяснено было раньше, – а в частном – к обратившимся к Богу иудеям, которых он назвал пленом Иаковлевым. **//Беседа на псалом 84.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их** **Благоволил еси Господи землю Твою** Благоволить значит пожелать какого либо блага. Поелику Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю (сказано: //«терния и волчцы возрастит тебе»//); то пророческое слово отменение скорбнаго выразило сим речением: «благоволение». **возвратил еси плен Иаковль: оставил еси безззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их** Разрешил Ты плачевные узы рабства, и свободу даровал плененным, восхотев презреть прегрешения их. А что и весь человеческий род был пленником, и приял свободу от Спасителя нашего Бога; сему свидетель Сам Он, взывая устами Исаии: //«Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение»// [[old:is:61:01|(Ис.61:1)]]. Ибо Владыка, прочитав пророчество сие в сонмище, сказал Иудеям: //«днесь сбытся писание сие во ушию вашею»// [[new:lk:04:21|(Лк.4:21)]]. **//Толкование на сто пятьдесят псалмов.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль** **Благоволил ecи, Господи, землю Твою** Провидя сказанное выше умственными очами, пророк обращается к самому Богу, говоря: соблаговолил Ты, Господи, к земле Твоей, или: "добра восхотел Ты земле Твоей". Ибо благоволение есть благожеланиe. Говорит: **землю Твою**, потому что //Господня земля и исполнение ея// [[old:ps:023:01|(Псал. 23,1)]]. Итак Ты теперь восхотел добра земле твоей, так как прежде за ослушание первого Адама не хотел ей добра, но зла, говоря: //проклята земля в делех твоих// [[old:gen:03:19|(Быт. 3,19)]]; теперь же вследствие послушания нового нашего Адама земля восстановлена в милости Твоей. Прежде она была творение Божие, а после стала стяжанием или приобретением Его. И такой смысл словам дают все верующие. Евреи же под землею Божиею разумеют только Иудею, как назначенную народу Его, которому Господь и благоволил после плена жить на ней. **возвратил ecи плен Иаковль** По пророческому закону, будущее представляет уже как совершившееся: возвратил, говорит, пленный народ Иакова из под тиранства, под которым содержался. Под Иаковом, как мы уже не раз говорили, разумеет народ христианский. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Благоволил еси, Господи, землю твою, возвратил еси плен Иаковль** Верные приписывают причину избавления своего единственно Божию благоволению, которое имел Он к **земле** Своей, потому что Сам оную избрал: почему и начало молитвы своея оттуду полагают, в той надежде, что Бог, памятуя избрание Свое, и ныне будет милостив к **земле** Своей. Мы же негде сказали, что люди ничем так не воодушевляются к молитве, как воспоминая прежния Божия милости, оказанныя им. Ибо при бедственных обстоятельствах и вера наша ослабела бы и сердца наши уныли бы, ежели бы опыт прежних времен не научал нас, что Бог всегда послушает рабов Своих, и когда требует нужда, всегда помогает им, наипаче когда представляется праведная причина к оказанию милости. Итак, благоразумно Пророк припоминает верным о тех благодеяниях, которыя древле явил Бог отцам их, дабы показать, что и те, и другие были призваны в надежде того же наследия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль** Сначала псалмопевец (народ) напоминает Господу, как Он освободил народ из вавилонского плена, простил ему грехи, бывшие причиною плена. **Благоволил еси землю**, Ты снова оказал благоволение земле, которую вместе с народом отверг было; возвращение св. народа в Палестину представляется благоволением и для опустошенной земли; только если населена она св. народом, является святою землею, находится в милости и благоволении. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея** Еврейский народ полон благодарного чувства к Богу за свое освобождение из тяжелого плена. Самый факт возвращения на родину свидетельствует, что Господь "**простил**" их грехи, не вменяет ("**покрыл**") и те преступления, какие он делал во время плена. Пребывание евреев в плену, лишение своей земли, их бесправное и необеспеченное экономическое и гражданское состояние свидетельствовали о силе гнева на них со стороны Бога, возвращение же земли и прав самостоятельного народа указывало уже на прекращение этого гнева. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль** Желая в молитвенном песнопении к Богу прославить величие Его милосердия к народу иудейскому, псалмопевец указывает на избавление его от того наказания, которому подвергнут был народ за его беззакония и грехи, – на освобождение от **плена Иакова**, каковым именем называет здесь весь народ иудейский. Как в пленении целого народа выразился великий гнев Божий, излившийся за беззакония народа: так в освобождении от этого плена явлены были Богом милость и благоволение Его к народу своему и к той опустошенной **земле**, которую населял избранный народ Божий, и которая, таким образом, составляла особенное достояние Божие. Господи, взывает псалмопевец от лица своего народа, Ты умилосердился к **земле Твоей**, Ты **возвратил плен Иакова**. Этими словами верующие причину избавления от плена приписывают единственно Божию благоволению, которое Он имел к земле Своей, потому что Сам избрал ее, а потому они на этом же **благоволении Божием к земле** основывают надежду свою и на дальнейшие Его милости и благодеяния ко всему избранному народу Его, о чем псалмопевец и молится далее (в [[old:ps:084:05|ст. 5–8]]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]