[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их** **Оставил еси беззакония людей Твоих**, т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: //в той день прибегнут ко Господу языцы мнози, и будут Ему в люди// [[old:zah:02:11|(Зах. 2,11)]]. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их** Это – благоволение к нам: не одно беззаконие Он оставил нам, а все; равным образом и все грехи наши по­крыл Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами. Беззакония и грехи пророк упомянул, желая вы­разить не одно и тоже, а чтобы показать, что Бог простил не только иудеев, преступления которых называются беззакониями, так как они находятся под Моисеевым законом, но и язычников, проступки которых называются грехами, так как своими греховными делами они обращают небесные планы во что-то неразумное. Здесь следует в пении перемена тона, причем пророк прервал свою речь не без причины, – он намерен был сказать о чрезвычайно важном, и ум его подавлен был величием откровений, потому он и имел нужду в перерыве, чтобы точнее уразуметь их. **//Беседа на псалом 84.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их** См. Толкование на [[old:ps:084:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 84:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Оставил еcи беззакония людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их** Этот народ в другом месте в псалме [[old:ps:031:01|31-м]] назвал блаженным, говоря: //блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.// Ибо Он простил нам вследствие покаяния беззакония наши и священными водами божественного крещения покрыл грехи наши. Евреи же говорят, что Бог простил грехи, за которые они были в плену и покрыл беззакония их в глубине забвения. Но народом Божиим называется не только древний народ Иудейский, по причине представленной в псалме [[old:ps:080:09#evfimij_zigaben|80-м]], но и новый народ христианский, как мы сказали в первом стихе [[old:ps:077:01#evfimij_zigaben|77-го]] псалма. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 3-4 **Оставил еси беззакония людий твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев твой, возвратился еси от гнева ярости твоея** Понеже **грехи**, отчуждившие народ от Бога, могли нанести страх и безпокойство верным, то и сие сомнение отъемлет Пророк, показывая, что Господь, избавя народ Свой от плена, сим образом засвидетельствовал, что нет таких **грехов**, которых бы Он не простил сынам Авраама, ради завета, учиненнаго с ним. Ибо ежели бы они прежде не испытали толикия благости Божией, то непременно были бы подавлены тяжестию бедствий, продолжавшихся чрез толь долгое время. Отсюду видим, каким образом Бог, благоволя о земле Своей, возвратил плен Иаковль. Он сие соделал, оставя **грехи** народу Своему. Якоже бо **грех** был причиною плена: тако оставление **греха** было причиною избавления от плена. Далее дает причину, чего ради Бог оставил **грехи** народу Своему, и говорит, что Он умилостивился, и **гнев** отложил: якоже бо **гнев** Божий был причиною казни, тако и умилостивление было причиною оставления **грехов**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их** См. Толкование на [[old:ps:084:02#lopuxin_ap|Пс. 84:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея** **Беззакония и грехи** иудейского народа навлекли на него **гнев** Божий, попустивший сему народу подвергнуться столь тяжкому наказанию, каково было вавилонское пленение всего народа. И вот когда Господь Бог избавил его от сего наказания, возвратил его из плена, то этим самым показал уже, что Он оставил, предал забвению **беззакония людий Своих** и** покрыл** милосердием Своим тяжесть грехов их. А это последнее, т.е. оставление, или прощение, беззаконий и **покрытие всех грехов их**, служило явным свидетельством того, что Господь прекратил уже весь** гнев** Свой, который Он имел к народу Своему за его беззакония, и от сильного гнева (**от гнева ярости**) Своего приклонился (**возвратился**) к благоволению и милости. Выражение: **гнев ярости** – не нужно понимать здесь в буквальном смысле – высшей степени раздражительности, или гневной страсти, каковые несвойственны существу Божию. По словам Евфимия Зигабена (в изъяснении [[old:ps:037:02|Пс. 37:2]]), пророк говорит так лишь для большей ясности применительно к нашему пониманию, дабы мы, устрашенные этим, воздерживались от пороков (7, с. 296]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]