[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя** **Правда пред ним предъидет**. Сказав, что мысленная земля даст плод, научает, как даст его. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направит стопы его в шествии путем этим? //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя** См. Толкование на [[old:ps:084:13#svt_ioann_zlatoust|Пс. 84:13]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя** Конец псалма особенно ясно дает нам видеть, что предлагаемое в нем пророчество предсказывает общее спасение всех человеков. Ибо сказует, что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас явным. А сию мысль подтверждает Сам Владыка, говоря, то Иоанну: //«остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду»// [[new:mf:03:15|(Мф.3:15)]], то ученикам Своим: //«научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим»// [[new:mf:11:29|(Мф.11:29)]]. При другом же случае, умыв ноги ученикам, между прочим сказал и сие: //«Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель. Образ бо дах вам, да яко же творю, и вы творите»// [[new:in:13:14|(Ин.13:14–15)]]. Посему Сам Он первый шествовал путем правды, и пременил //«стропотное в право и острое пути гладки»// [[old:is:40:04|(Ис.40:4)]], и стал для нас путем, как говорит Сам Владыка: //«Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною»// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]]. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя** **Правда пред Ним предъидет** Под правдою разумеет всякую добродетель, свет которой, истекая от Христа, как светильника, показывал его людям. **и положит в путь стопы своя** Христос полагает **стопы свои**, т. е. ту стезю добродетелей, которою Сам ходил, полагает, говорю, для того, чтобы она составляла путь и христианам, по которому они и приходили бы к Нему. Или иначе: что предтеча Господень Иоанн, которого Давид называет здесь **правдою**, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего, предшествовал Христу: "//пошлю//, говорит, //ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь твой пред Тобою//". Ибо он взывал: "//приготовьте путь Господень, правы творите стези Его//". Можно и иначе разуметь: что **правда** Христа, или Его божество, предшествует нам, т. е. прежде принятия плоти, как некий наилучший вождь. **И поставил на путь стопы своя**, по написанному: //предзрех Господа предо мною выну// [[old:ps:015:08|(Псал. 15,8)]]. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Правда пред ним предыдет, и положит в путь стопы своя** Слово: **правда** – некоторые берут за праведнаго человека, толкуя так: праведник будет ходить **пред** Богом и дела свои располагать по правилам Его закона. Сей смысл хотя содержит полезное учение, но месту сему не приличен: да и нет никакой нужды так принужденно толковать имя **правды**. Пророк просто разумеет, что когда люди примирятся с Богом, то церковь иудейская так будет благоустроена, что **правда** повсюду предидет и займет все **пути**. Таким образом Пророк паки показывает верным, в чем состоит главное благополучие их, то есть, не в пище и не в питии, ниже в других земных вещах, но в **правде**, и в прочих вышепомянутых добродетелях. В самом деле, мы тогда только и различествуем от безсловесных скотов, когда не чрево насыщаем, ниже мирскими наслаждаемся удовольствиями, но когда восходим мыслию выше. Впрочем, когда говорит, что **правда предыдет пред** Богом, то сим означает, что **правда** имеет свое течение по расположению Бога, при содействии Коего полагает она **в путь стопы своя**, так как напротив того жалуется //Исаиа//, что **правда** не может там ходить, где она изгоняется явно [[old:is:59:14|(Ис. 59:14)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя** **Положит в путь стопы своя**; одни изъясняют: (**правда**) поставит на путь стопы своя, т.е. стопами своими укажет путь, каким должны идти люди; по другому же толкованию: она поставляет свои стопы на путь Его стоп, т.е. она следует за Ним. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя** См. Толкование на [[old:ps:084:09#lopuxin_ap|Пс. 84:9]] и [[old:ps:084:11#lopuxin_ap|Пс. 84:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя** Разумея под именем //земли// [[old:ps:084:13|(ст. 13)]] всех верующих, живущих на земле, которые, уверовав во Христа и сделавшись Его последователями, принесут спасительный плод добродетели, пророк говорит, что Господу, имеющему явить Свое благоволение к человекам (//даст благость//), будет предшествовать правда, **правда пред Ним предыдет**, т.е. Он будет всюду водворять правду. По мнению толковника Евфимия Зигабена, **правдою** псалмопевец называет здесь Предтечу Господня Иоанна, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего [7, с. 677]. О нем сказано и то, что он «//приготовит путь пред лицем Грядущего Мессии//» [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]]. А по сказанию евангелиста, он был «//глас вопиющаго в пустыне: приготовые путь Господу, прямыми сделайте стези Ему//» [[new:mk:01:02|(Мк. 1:2–3)]]. А когда Он, Спаситель наш, придет, говорит псалмопевец, то Сам положит в путь стопы своя, т.е. те стези правды, по которым поступал и действовал Сам, положит, или сделает, нашею дорогою. «//Он есть путь//» [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], и как Сам шел путем правды, того же потребует и от людей [[new:in:13:15|(Ин. 13:15)]]. Псалом сей научает, что Господь Бог за грехи и беззакония людей строго наказывает их, но Он же и милостив бывает к тем грешникам, которые обращаются к Нему с раскаянием. По Своему безмерному человеколюбию Он всегда готов придти на помощь, которая особенно близка к боящимся Его. Это должно служить побуждением для каждого из нас быть достойными своего звания, быть истинными, а не по имени только, христианами. Для этого мы должны жить так, как научил нас Господь наш Иисус Христос. Он, по словам псалмопевца, **стопы Своя положил на пути** нашем, т.е. Своим учением и делами указал нам тот путь, которым мы должны шествовать в жизни. Этот путь есть путь правды и мира, и для всех, с верою в Бога идущих по сему пути, помощь Божия близка во всякое время: //близ боящихся Его спасение Его//, говорит псалмопевец. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]