[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Молитва Давиду, псалом** //Содержание:// Блаженный Давид, просветившись Духом и проразумев пришествие Единородного и будущее оставление грехов всякому, кто прибегнет к Нему, не без основания воссылает молитву, прося, чтобы ему стать единым из спасаемых благодатью. **Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя:** потому что молящемуся великим пособием для того, чтобы ему быть услышанным, действительно служит смиренномудрие. **Яко нищ и убог есмь аз.** Начало молитвы смиренномудры. Ибо Давид и Езекия, оба, стяжав богатство праведности, не взирали на него, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ее. Сказанное же: **приклони Господи ухо Твое** — взято в переносном смысле с больного, который по немощи не может говорить громко и убеждает врача приклонить слух к устам его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз** Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. **«Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог»**. Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Молитва Давиду** Блаженный Давид, по надписанию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога; а вместе предрекает призвание и спасение всех народов. **Приклони Господи ухо Твое, и услыиш мя: яко нищ и убог есмь аз** Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: //«приклони Господи ухо Твое»//, употребтено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приклони Господи ухо Твое, и услыиш мя: яко нищ и убог есмь аз** **Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя ** Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме [[old:ps:016:06|16]]м. **Яко нищ и убог есмь аз** Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Молитва Давиду. Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз** Надписание и содержание: надписание показывает, что псалом сей содержит **молитву**, растворенную благочестивыми размышлениями, которыя вдохнул Бог **Давиду**, когда, по случаю гонения, находился он в горестных обстоятельствах и требовал Божия утешения. Ибо как был человек духовный и в училище Духа Святаго наставленный, то когда угнетаем был различными скорбьми, не искал утешения от вещей сотворенных, но к Богу, источнику всякия утехи, чрез умозрение и **молитву** притекал. Толкование: начинает **молитву** от величества Божия и от своего смирения, ведая, что сей образ моления есть наилучший и способнейший к испрошению желаемаго, ибо //молитва смиреннаго проходит небеса// [[old:prsir:35:17|(Сир. 35:17)]]. **Приклони**, глаголет, **ухо Твое**, то есть, Ты, Который живеши на высоких, **приклони** ко мне, сущему в дольних, слух Твой, **и услыши мя**. Потом дает причину, чего ради сказал, **приклони ухо Твое**: **яко нищ**, глаголет, **и убог есмь аз**. Нищим и убогим нарицает себя не потому, аки бы не имел богатства, но понеже не гордился оным и не почитал за велико, но весь от Бога зависел, в Котором и надежду свою и вся благая полагал, ведая, что он без Него ничтоже есть и ничтоже может. Блаженный //Августин// весьма прилично замечает здесь, что убогий Лазарь не ради убожества своего, но ради смирения вознесен был от Ангелов на лоно Авраама, и что роскошный богач оный погребен был во аде не ради богатства, но ради гордости. Иначе и сам //Авраам//, который зело был богат, погребен бы был во аде; но понеже прахом и перстию себя нарицал [[old:gen:18:27|(Быт. 18:27)]] и заповеди Господни так прилежно хранил, что не токмо богатство, но и самаго сына единороднаго, для котораго оное хранил, Бога ради на жертву принесть весьма был готов: сего ради не токмо на место прохладно по смерти отведен, но и в недра его собирались все умиравшие тогда о **Господе**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз** Писатель этого псалма этого находится в великом бедствии; жизнь его подвержена опасности от множества неправедных и нечестивых врагов; между тем как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится в нашем псалме. – По указанию надписания, псалом написан Давидом, к которому вполне прилагается содержание его, относить ли происхождение его ко времени Саулова, или Авессаломова гонения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз** Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет "скопищем мятежников", каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя. //Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя// //"Беден и нищ"// - нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1–2 **Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** **Молитва Давиду** (точнее, по-русски: «Молитва Давида») – таково надписание сего псалма. С сим надписанием вполне согласно и содержание его, которое представляет собою, от начала до конца, молитву царя и пророка Давида. По довольно ясному изображению псалмопевца, он находится в бедственном положении [[old:ps:085:01|(ст. 1]] и [[old:ps:085:04|4)]]; жизнь его подвержена опасности от множества неправедных и нечестивых врагов [[old:ps:085:02|(ст. 2]], [[old:ps:085:13|13–14)]]; между тем, как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится повседневно и ежечасно. Хотя в самом псалме и нет ясных указаний на то, во время которого из двух гонений, перенесенных Давидом, он составил сей молитвенный псалом, но, принимая во внимание стихи [[old:ps:085:07|7]] и [[old:ps:085:13|13]], можно думать, что он воспел его во время второго гонения – от Авессалома, или вскоре по избавлении от него. **Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** Для того, чтобы испросить у Господа Бога внимание к своей молитве и **приклонить** милость Его к бедственному положению своему, псалмопевец признает пред Ним **нищету** и беззащитное свое состояние. В то же время, умоляя Бога сохранить душу его от погибели и спасти от опасности, грозящей со стороны злейших врагов, он, во-первых, представляет свою невинность пред ними и принадлежность к разряду тех людей, которые, как он – царь и пророк, знают и чтут Бога (**преподобен есмь**), а во-вторых, выражает твердое упование свое единственно на Бога и называет себя **рабом** Божиим, делая это с целью указать на свой долг и обязанность, а не для того, чтобы показать свои, так сказать, заслуги пред Богом, в награду за которые как будто он и просит избавления от несчастий. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]