[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое** Где – **пред Тобою**? В храме иудейском? Но ни храма уже не суще­ствует, ни язычники, как не обрезанные, не могут в нем покло­няться. Ясно, следовательно, что пророк говорит о Христе, лицу Которого поклоняются все язычники. Кто поклоняется в Вифлееме на месте креста и воскресения, тот поклоняется пред лицом совер­шившего там наше спасение. Точно также и поклоняющиеся пред жертвенником поклоняются пред Его лицом, потому что здесь они видят Его седящим в каждой таинственной жертве. **«И прославят имя Твое»**. Почему? Потому, что они служили дереву и камню и были в поучении и рабстве у демонов. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 9-10 **Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един** **«Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою Господи».** Известно, что сего вовсе не было при блаженном Давиде; при Езекии же, вероятно, некоторые, будучи изумлены избиением Ассириян, притекли к Богу. Но истину пророчества показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик Апостолов. Владыка сказал им: //«шедше научите вся языки»// ([[new:mf:28:19|Мф.28:19]]); и они научили, как было повелено, и разсеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды, и поклонились спасшему Богу. Сие показывает и присовокупляемое **«И прославят имя Твое:» «Яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един».** Вознесут же Тебе песнопение, дознав, что ты единый Бог; потому что величие чудес Твоих подает им сие ведение. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 9-10 **Вси языцы, елики сотворил ecи, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя твое, яко велий ecи Ты и творяй чудеса, Ты ecи Бог един** Здесь пророчествует о вере язычников. Приидут к Тебе, говорит, верою сами язычники. //Покланяется же пред Богом// тот, кто сознает, что Бог видит его. //Пред Богом// же всякое место владычествия его. //Прославят//, т. е. будут восхвалять и превозносить Тебя все язычники, говоря, что Ты поистине велик и что Ты единый Бог, творящий чудеса. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Мт. 9-10 **Вси язы́цы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое: яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един** Мы сказали негде, что когда Пророки проповедуют о пришествии языков, то всегда мысленно взирают на Христа, до пришествия Коего открыл **Бог** одни токмо начала славы Своея, которая наконец проповедию Евангельскою распространилась по всей вселенней. Будущее звание языков не сокрыто было и от //Давида//: но понеже Иудеям неприятна была сия новость, и они не могли спокойно слышать, что язычники приидут, и вместе с сынами Авраама поклонятся **Богу**, и притом без всякаго различия будут иметь участие в небесном учении: сего ради, умягчая слово, глаголет, что и язычники от Бога сотворены и что не должно странным казаться то, ежели и они, озарившись светом истины, познают наконец Творца своего. В следующем стихе паки повторяет вышереченную причину, то есть, что слава Божия от величия дел познается, и что сей есть наилучший способ, по которому можно преуспеть в науке благочестия. А дабы сия наука была нам приятнее и никогда не наскучила, сего ради нарицает дела Божия величественным именем **чудес**, хотя слепые и безумные люди не уважают их. Между тем прилежно заметить должно, что слава Божества единому токмо приличествует **Богу**: ибо нигде не обрящем ни такой премудрости, ни такой силы, ни такой правды, каковыя сияют в чудных делах Бога. Сего ради Пророк не оставил сказать: **Ты еси Бог един**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 9-10 **Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един** Всемогущество Божие так явно, что, по убеждению псалмопевца, даже языческие народы наконец признают Его единственно истинным Богом, поклонятся Ему и прославят Его, пораженные чудными Его делами, так как боги не могут сделать ничего подобного. С ст. 9 нужно сравнить [[old:is:60:start|Ис. гл. 60,]] [[old:ier:16:19|Иер. 16:19,]] [[old:sof:02:11|Соф. 2:11,]] [[old:zah:14:09|Зах. 14:9,]] [[old:zah:14:16|16.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое** См. Толкование на [[old:ps:085:08#lopuxin_ap|Пс. 85:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое** См. Толкование на [[old:ps:085:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 85:8]] [<10>]