[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** См. Толкование на [[old:ps:085:08#svt_afanasij_velikij|Пс. 85:8]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** Пророк до евангелия явно изрекает евангельские слова, желая быть ведомым от пути к пути и шествовать в истине Того, кто сказал: //«Я есмь путь и истина и жизнь»// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Впрочем, мы должны быть предварительно направлены на путь Божий и изучить его начало, т.е. основания, и тогда уже можем ходить в истине, потому что пости­жение истины сущего является концом богопознания. **«Да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего»**. Доброй радости, доброго торжества про­сит пророк в своей молитве: бояться имени Божия. Подлинно, отсюда приходит к нам истинная радость, принадлежащая не телу, а сердцу и душе, которая находится в большой близости и сродстве с Богом. Потому-то она и ставит страх перед Ним в радость, зная, какое высокое имеет он свойство. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** Сам по себе я способен только заблуждать: Ты Сам, Господи, наставь меня на путь правый, и я пойду в истине Твоей, как повелевает закон Твой; пусть сердце мое опять забьется радостным трепетом, детски боясь Тебя. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** **Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей** Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием, и совершить шествие путем истины. **Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего** Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом; а таковая жизнь – матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так, говорит он и в другом месте: //«да возвеселится сердце ищущих Господа»// [[old:ps:104:03|(Пс.104:3)]]; и еще: //«помянух Бога и возвеселихся»// [[old:ps:076:04|(Пс.76:4)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине Твоей** Путем Господним называет практическую добродетель, истиною же созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй. Об этом пути и истине найдешь и в псалме [[old:ps:024:04|(Пс. 24:4)]] и в словах: //пути Твоя, Господи, скажи//, и в другом месте: //настави мя на истину Твою// [[old:ps:104:03|(Пс. 104:3)]]. **Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** **Возвеселится** не миpcкoю радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: //да возрадуется сердце ищущих Господа.// Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем не только страх Божий, но и простое воспоминание о нем радует благочестивых и верующих: //помянух Бога//, говорит Давид, //и возвеселихся// [[old:ps:076:04|(Пс. 76:4)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Настави мя, Господи, на путь твой, и пойду во истине твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене твоего** Паки обращается к молитве и просит Бога, дабы духом разума направил его к добродетельной жизни, а духом крепости утвердил в подвиге сем. И не глаголет: «научи **мя путем** Твоим», так как бы прежде чужд был всякаго учения, но **настави мя на пути Твоя**: поелику чувствовал, что еще окружен был многим мраком неведения, и потому просит разгнать сей мрак, дабы мог удобнее ходить **путем** истины, то есть, **путем** закона Божия, якоже и инде глаголет: //открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего// [[old:ps:118:018|(Пс. 118:18)]]. **Пути** же Божии прикровенно противополагает всем мудрованиям плоти, которыя мог ощущать в себе: ибо покаряя себя Богу и прося Его руководства, исповедует, что нет лучшаго способа к правому жительству, как когда Бог предшествует нам, а мы последуем Ему; и что те, кои хотя мало уклоняются от закона и последуют своим мудрованиям, впадают в заблуждение. Почему когда говорит, **пойду во истине Твоей**, тем изобличает суетныя и ложныя мысли людей, презирающих правило сие. Во втором члене просит Бога, дабы соединил **сердце** его страху **имене** Своего, и в том постоянно пребывать благоволил, где под **именем сердца **разумеется воля: якоже бо ум наш требует света, тако воля правоты. Отсюда видим, что **сердце** человеческое непостоянно: оно развлекается в разныя стороны, будучи колеблемо от страстей, ежели Бог не утвердит его в страсе Своем. Пророк убо желает, дабы **сердце** его было так соединено со страхом Господним, чтоб совершенно боялось Бога, а не так, чтоб одна часть боялась Бога, а другая была привержена к миру. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** **Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего.** То есть, чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением.[[old:ps:085:14| Ст. 14]] //Сонм державных// - сильных. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** //Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение// //"Настави мя, Господи, на путь Твой"// (слав.) - научи следовать Твоим заповедям. - //"Утверди сердце мое в страхе имени Твоего"// - пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности. Выражение //"утверди"// дает основание предполагать, что Давид не всегда был "тверд", т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего** Здесь пророк опять обращается молитвенно к Богу и просит наставить его на путь истины, чтобы **ходить** (проводить жизнь) ему по сему пути. **Путь истины** или, что то же, **путь** закона Божия ему, как пророку, конечно, хорошо известен, но как человек, окруженный соблазнами мира и подверженный разным мудрованиям плоти, он хотел бы тверже поставить себя на сем пути, чтобы не впасть в заблуждение, – так укрепиться на **пути истины**, чтобы неуклонно жить **во истине** Божией. А это, в свою очередь поселило бы в сердце его страх Божий, производящий радость и **веселие**, о чем просит и выше [[old:ps:085:04|(ст. 4)]]. **Сердце мое**, как бы так говорит он, наставленное Тобою, Господи, на путь истины, исполнится страха Божия и **возвеселится**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]