[<10>] ====== Толкования на Пс. 86:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** **Основания его на горах святых.** Его, т. е. народа призванного чрез веру. Разумеют же, что народ из язычников основан на основании Апостолов и Пророков. **Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих.** **Вратами Сионскими** называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а **селениями Иаковлевыми** — подзаконное служение. Поэтому говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий** **Основания** Христа суть таинства Его страданий и чудес. Они находятся на горах святых: в Вифлееме, на Голгофе, на месте воскресения, на Фаворе – горе преображения, на холме вознесения. Так как горы эти приняли освящение чрез таинства Господни, то про­рок и назвал их **святыми**. Под **горами** надо разуметь также и пророков, – по причине возвышенности их предведения; они имеют основания Божия, т.е. начала богопознания, потому что от них мы научаемся благочестию. **«Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова»**. Под **селениями Иакова** разумеются двенадцать колен, или – вероятнее – Силом, потому что там обитал ковчег, равно как и сам древний народ иудейский, там пребывало Святое Святых. Но более всего Бог возлюбил врата Сиона, потому что там Он явил только образ, а здесь – истину. Любит Он врата Сиона и потому, что когда они были заключены, Сион принял Христа, почему дальше вполне согласно с этим и говорится: **«преславное сказано о тебе, град Божий»**. Перемена тона. Прославляется Сион не только потому, что в него, при заключенных дверях, во­шел Христос, но и потому, что, войдя без дверей как Бог, Он, как человек, позволил тебе осязать Его. Пророк не без причины переменяет тон, но потому, что начинает говорить о Церкви из язычников, а также и потому, что прекращает речь от своего соб­ственного лица и начинает теперь говорить от лица Бога. **//Беседа на псалом 86.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** **«Основания его на горах святых».** Основание благочестия – божественныя наставления; а горы святыя, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя. Ибо о них сказал блаженный Павел: //«наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу»// ([[new:ef:02:20|Еф.2:20]]); и еще: Петр //«и Иаков и Иоанн мнимии столпи быти»// ([[new:gal:02:09|Гал.2:9]]). И Господь, после, онаго истиннаго и божественнаго исповедания, сказал Петру: //«ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»// ([[new:mf:16:18|Мф.16:18]]); и еще: //«вы есте свет мира, не может град укрытися верху горы стоя»// ([[new:mf:05:14|Мф.5:14]]). На сих святых горах Владыка Христос водрузил основания благочестия. **«Любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих».** А какой это Сион, истолковал божественный Павел: //«приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и Церкви первородных на небесех написанных»// ([[new:evr:12:22|Евр.12:22]]); и еще: //«а вышний Иерусалим, свободь есть, иже есть мати всем нам»// ([[new:gal:04:26|Гал.4:26]]) И в послании к Евреям, разсуждая о Патриархе Аврааме, Апостол присовокупил следующее: //«ждаше бо основания, имущаго града, ему же художник и содетель Бог»// ([[new:evr:11:10|Евр.11:10]]). И еще о других Святых говорит: //«ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы убо оно помнили, из него же изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго»// ([[new:evr:11:14|Евр.11:14–16]]). Из сего научаемся, что есть некий небесный град, именуемый Иерусалимом, не имеющий ни столпов, ни оград, не сияющий блеском камней, но славящийся ликами Святых и украшаемый ангельским житием. И не погрешит, кто вратами сего града назовет сущия на земли Церкви; потому что ими можно войдти в град. В них наставляемые и упражняемые научаемся жительству онаго града. О сих-то вратах изрекло пророческое слово, что они возлюблены Богом всяческих и предпочтены селениям иудейским. ===== Евфимий Зигабен ===== **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** **Основания Его на горах святых** Кого это Его? По словам //Евсевия// Христа; и это явно из последующих слов, в которых говорится: матерь —Сион, скажет человек, и человек родился в нем, и его основал сам Всевышний. Основания Христовы суть истины учения о Нем; так они суть основания и корень веры во Христа. Сии то основания положены, по словам //Феодорита// и //Кирилла//, на Апостолах, коих назвал здесь святыми горами, горами потому, что Апостолы были тверды в вере, возвышались над всяким земным и низким мудрованием и склонностью и приосенялись многочисленными добродетелями, подобно тому как и горы тверды, высоки и осеняются частыми деревьями, а святыми потому, что Апостолы были свято преданы святому Богу и исполнены Духа Святаго. Можем сказать и иначе, что основаниями Христовыми назвал Апостолов, основаниями потому, что из Апостолов составились начала и первые здания церкви Христовой, а Христовыми потому, что Апостолы положены Христом в основание церкви; так как они были на горах святых, т. е. на Сионе и Фаворе и прочих высотах, преимущественно освященных пребыванием и житием на них святейшего из святых—Христа. А некоторые говорят, что основания Христовы—пророческие предсказания о Христе; поелику они были первыми началами веры во Христа, ибо горы святые суть и пророки по причине высоты пророчества и освящения их от Святаго Духа. Итак cия мысль показывает, что начала веры во Христа были в пророках. Другой говорит: Замечай, что основания его, сказано неопределенно по общему обыкновению, как и в рассуждении частных домов часто превосходнейшие из них называются, по обыкновению, жителями их — основаниями дома. Основания его—не Христа, но призванного чрез веру народа. Слова //Нисского//: Кто таков строитель храма, полагающий основания его на горах святых, т.е. на пророках и Апостолах; и на основании апостолов и пророков утверждающий живые и одушевленные камни, которые по пророчеству, Исаии собою вращаются для произведения стройности стен, чтобы, соединившись чрез единство веры и союз мира, возрастить собою св. храм, чтобы быть жилищем Божиим в духе. //Феодорит//: Основания благочестия суть божественные наставления; а св. горы, на которых водружены сии основания, суть Апостолы Спасителя нашего. О них то сказал блажен. //Павел//: Будучи утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем самого Иисуса Христа; также: Петр, Иаков и Иоанн почитаемые столпами; и еще: вы свет миpa; не может город укрыться на вершине горы стоя. На сих святых горах Владыка Христос утвердил основания благочестия. **Любит Господь врата Сионя паче, всех селений Иаковлих** //Великий Павел// в послании к евреям (гл. [[new:evr:12:22|12,22)]] дал нам понятие о существовании и небесного Сиона, и небесного Иерусалима, назвав так небесную жизнь. Итак, по словам //Феодорита//, под вратами сего небесного Cиона, ты должен разуметь поместные церкви, как мы сказали и в конце [[old:ps:072:28#evfimij_zigaben|72]]го псалма, при изъяснении слов: во вратах дщери Сионовой; поелику посредством их, как посредством дверей входят христиане в горний Сион. Сии то врата, т.е. поместные церкви Господь любит и предпочитает всем городам израильского народа; ибо селения суть города. Или селениями в частности называет Силом и чувственный Иерусалим, по той причине, что прежде имел в Силоме помещение Кивот, а потом в Иерусалиме как мы это говорили в [[old:ps:077:60#evfimij_zigaben|77]]м псалме при изъяснении слов: селение, в котором поселился между человеками. По словам //Афанасия//, вратами Cиoнa называет предуготовительное первоначальное учение церкви, а селениями Иакова богослужение по закону и сонмище иудейское; почему он говорит: предпочтительнее у Бога жизнь евангельская, нежели богослужение по закону. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** Пророк начинает хвалить град Иерусалим от основания его, или от **гор святых**, на которых был основан, как и инде глаголет: //Иерусалим, **горы** окрест его// [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2)]]. Но Пророк опустил здесь имя Иерусалима, и сказал отрывисто: **основания его на горах святых**, дабы показать, что он соединяет внешния слова с внутренним движением. Простый и естественный смысл слов сих такой, что Бог избрал святыя **горы** с тем, дабы основать на них град Свой; ибо не много ниже повторяет то же, глаголя: и Той основа и Вышний. Хотя Бог основал и другие премногие грады, однако ни о котором из них так не сказал: //сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и// [[old:ps:131:14|(Пс. 131:14)]]. Итак заметить должно отличие сие: ибо иные грады благоволением Бога устроены токмо для внешняго жительства, но Иерусалим, яко носивший образ церкви, был особенным жилищем Бога и Его престолом, в каком разуме и Исаиа глаголет: //яко Господь основа Сиона// [[old:is:14:32|(Ис. 14:32)]]. Ибо хотя и вся Иудея посвящена была Богу, но Он, отринув в ней другие грады, избрал токмо Сион царским престолом. Но здесь не о земном престоле говорится, но о духовном. Ибо тогда нигде не было ни такого вероисповедания, ни такого Богослужения, ни такого благочестия, как во Иерусалиме. Сие яснее изображается во втором члене стиха, где сказано: **любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих**. Отсюду видим, что все преимущество Святаго града зависело от благодатнаго избрания Божия, чему согласуют и оныя слова, сказанныя инде: //отрину скинию Силомскую, и селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби// [[old:ps:077:60|(Пс. 77:60, 67–68)]]. Следовательно Пророк дает здесь причину, чего ради Бог предпочел одно место другому. Сию причину полагает не в достоинстве места, но единственно в благоволении Бога. Почему ежели кто спросит, откуду или чего ради такое преимущество Иерусалиму? На сие довольно сего краткаго ответа, что Богу так угодно было. Впрочем, Сион полагает вместо Иерусалима, а **врата Сионя** вместо всего града чрез фигуру синекдоху. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** Теперь для него яснее, чем прежде, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми Он царит, суть святые горы, что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город больше всех других городов Палестины; ему ручается за это чудесное спасение его из угрожающей опасности. **Основания Его** – Его нужно относить к Богу – Его (Божие) основание, т.е. то, что Он основал, именно город, и дополнить именно словом **есть** или **суть**. **Врата Сиона** – весь город [[old:ps:009:15|(Пс. 9:15)]], **селения Иаковля** – прочие города Палестины, населенные потомками Иакова; они, без сомнения, сильно пострадали от Сеннахеримова войска, а город Сионский остался нетронутым. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих** //Господь любит Сион и славное будущее возвещается ему// //"Основание его на горах святых"//. Иерусалим расположен на вершинах гор Сион и Мориа. Последние называются святыми потому, что на них находился Кивот Завета, при Давиде - на Сионе во дворце, а при Соломоне перенесен в храм на горе Мориа. - //"Врата Сиона"// - весь Иерусалим, часть вместо целого (синекдоха). - //"Более всех селений Иакова"//. Селения Иакова - другие города Иудеи, опустошенные ассириянами при Езекии, когда неразрушенным оставался один Иерусалим. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий** Здесь псалмопевец говорит о граде Божием, называет его **Сионом** и, значит, говорит об Иерусалиме, – это несомненно. Но какую из исторических эпох долговременной жизни этого города он имеет в виду? По мнению многих толковников, только одно время царя иудейского Езекии, с совершившимся тогда чудесным избавлением Иерусалима от ассирийского нашествия [[old:4ts:18:13|(4 Цар. 18:13]]; [[old:2par:32:21|2 Пар. 32:21–23)]], дает нам полное и непринужденное объяснение как главной мысли псалма, так и частностей ее развития, и потому можно утвердительно сказать, что этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахирима, царя ассирийского. Созерцая чудесно спасенный город, псалмист торжественно восклицает: **Основания его на горах святых**. Для него стало ясно, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми он царит, суть **святые горы**, – что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город, больше всех других городов Палестины, **паче всех селений Иаковлих**.** Врата Сионя** – это весь город Иерусалим [[old:ps:009:15|(Пс. 9:15)]], и **селения Иаковля** – прочие города Палестины, населенные потомками патриарха Иакова; они, без сомнения, сильно пострадали, а город Сионский остался нетронутым. Некоторые толковники, как Евфимий Зигабен и Палладий, епископ Сарапульский, кроме буквального смысла, видят в выражениях 2-го и 3-го стихов сего псалма, согласно с св. Афанасием Александрийским, иносказательный смысл и говорят, что под именем Сиона разумеется здесь Церковь Христова, а под именем святых гор нужно разуметь св. апостолов, на которых основана Церковь [7, с. 681; 3, с 284]. В безличном и неопределенном выражении: **Преславная глаголашася о тебе, граде Божий** – нужно уразуметь, кем же и где славится город Божий? Во-первых, здесь нужно разуметь все то, что предвозвещено пророками о будущей славе Иерусалима (см. например, [[old:is:35:start|Ис. гл. 35]], [[old:is:40:start|40]], [[old:is:42:start|42]] и др.), и во-вторых, нужно принять во внимание ту славу, которая распространена была тогда между народами, угрожаемыми страшным нашествием Сеннахирима, царя ассирийского, избавленными от грозившей им опасности чудесным поражением ассирийского войска под стенами Иерусалима. Эти-то народы и были, без сомнения, первые из тех «многих», которые тогда приносили в Иерусалим дары Господу и другие подарки Езекии, царю иудейскому [[old:2par:32:23|(2 Пар. 32:23)]] и рассказывали потом другим о славе и богатстве Иерусалима. А это, в свою очередь, вероятно, и дало вдохновенному псалмопевцу повод назвать их в числе чад будущего благодатного Царства Мессии, о чем сказано в следующем стихе. По толкованию св. Афанасия Александрийского, под градом здесь разумеется Церковь Христова! Преславное о ней изглаголано то, что в ней вселится Единородный Сын Божий, по сказанному: «//зде вселюся, яко изволи и в жилище себе//» [[old:ps:131:13|(Пс. 131:13–14)]] [3, с. 284]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]