[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней** Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, **«в ров преисподний»**, – потому что нет ничего ниже ада, – **"во мрак"**, указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в **«тень смертную»** указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней** И сии слова приличествуют, как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличныя бедствия; потому что по преступлении заповеди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыхания, и сетование, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи других неописуемых бед, которыя и на живых наводят тму. ===== Евфимий Зигабен ===== **Положиша мя в рове преисподнем в темных **(в темных местах)** и сени смертней** Глубочайшим рвом Господь называет гроб, глубину которого в Евангелии Он назвал сердцем земли. Далее, положили, говорит, служившие погребению моему Иосиф и Никодим, где темными местами называет места гроба; потому что, когда положена была плита на гробе, тьма сделалась в местах гроба. Те же темные места гроба называет тенью смерти, выражая одну и ту же вещь различными словами, поелику и тьма называется тенью. //Феодорит// говорит, что сие идет и к находившимся в Вавилоне и ко всей человеческой природе, ибо все после греха подвергались бедствиям всякого рода. Так, после преступления заповеди попущены были на живущих на земле смерть, сетование и слезы, стенания и рыдания, вдовства и сиротства, нищеты и жестокости и другие бесчисленные и невыносимые бедствия, наводящие на них тьму. Видите ли, сколь велико зло преслушание! Оно не только отлучило от Бога, но и окружило толиким множеством зол. А //Евсевий// глубочайшим рвом называет глубочайшие страны ада. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 7-8 **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел еси на мя** Здесь ясно исповедует, что все злоключения, которыя претерпевает, происходят от руки Божией. Ибо никто для испрошения помощи не прибегает к Богу, ежели прежде не будет удостоверен, что рука Божия его карает и что ничего по случаю не бывает в мире. Теперь приметим, что чем ближе Пророк приступает к Богу, тем больше открывает, что скорбь его была чрезмерна и что гнев Божий сильно проникал его душу: (ибо Святые ничего так не боятся, как Божия суда). Сего ради глаголет: **на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя**, то есть, что он чувствует всю тяжесть Божия гнева, понеже волнами его поражается. А когда толь страшный потоп не воспрепятствовал Пророку возносить сердце свое и молитвы к Богу: то и мы, последуя примеру его, при всех кораблекрушениях наших должны укрепляться на якоре веры и молитв. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней** Чтобы представить побуждения к своей настойчивой молитве, псалмопевец самыми яркими красками изображает свое бедственное положение. Он в смертной опасности, считается уже в числе находящихся во аде и поэтому в числе отверженных Богом; во аде уже указывают ему (враги его?) место его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев (//"ярость и волны"//) в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями (//"удалил знакомых"//). Сношения со мною они считают осквернением (//"сделал меня отвратительным для них"//), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы. Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме ([[old:ps:037:06|6-9]]), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. - //"Око мое истомилось от горести"// - глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно - в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–8 **Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя** Здесь псалмопевец еще яснее свидетельствует и исповедует, что все постигшие его бедствия происходят от руки Божией. Меня положили, говорит он, в яме под землею (**в рове преисподнем и в сени смертной**), т.е. во мраке смерти, могилы, и все это потому, что на мне отяготел гнев Твой (**утвердися ярость Твоя**), и Ты послал на меня наказания столь многие и тяжкие, как волны морские. Так безотрадно и беспомощно положение человека-грешника, который духовно мертв без божественной помощи! Близкое сходство сего псалма во многих мыслях и выражениях с некоторыми псалмами Давида и современным ему [[old:ps:041:start|41-м]] псалмом сынов Кореевых, а также многие соприкосновения обоих псалмов с книгою Иова дают основание тому мнению, что составитель сего псалма изображает в нем не свои личные страдания, а другого известного ему лица, подвергшегося страданиям, подобно праведному Иову. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]