[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** **Очи мои изнемогосте от нищеты.** Я плакал о народе, видя, как лишается он богатства по Богу и впадает в крайную нищету. **Воззвах к Тебе, Господи, весь день.** Поэтому, даруй единственное средство к избавлению от зол — Твое промышление, Владыко. Ибо умоляю Тебя, непрестанно воздевая руки. А это положение тела выражает мучительную скорбь души; потому что вынуждаемый только необходимостью в таком положении усердно упрашивает Того, Кто может помочь ему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** **Нищетою** называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: //«обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою»// [[new:2kor:08:09|(2Кор.8:9)]]. Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: //«Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»// [[new:mf:27:46|(Мф.27:46)]]. **"Весь день, воздевал к Тебе руки мои»** – разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** **«Очи мои изнемогосте от нищеты».** А //Симмах// перевел так: //«око мое истекло от злострадания»//; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни. **«Воззвах к Тебе Господи весь день, воздех к Тебе руце мои».** Посему даруй единый способ к избавлению от бед – Твое, Владыка, о мне промышление; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положение показывает жестокую душевную болезнь; потому что вынуждаемый необходимостию человек в таком виде с большим усилием просит того, кто может ему дать. ===== Евфимий Зигабен ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** **Очи мои изнемогосте от нищеты** Глаза, говорит, Мои ослабели от нищеты, Отец Мой! т. е. потому что по причине многих слез истощилась естественная тучность и влажность их. Ибо, как Господь плакал о Иepycaлиме, о чем говорит Евангелист Лука: и, видев город, заплакал о нем [[new:lk:19:41|(Лук. 19,41)]]; так, должно думать, Он плакал и о погибели Иуды , и об отвержении иудеев и о наказании погибших, по словам //Евсевия// и //Диодора//. Некоторые под нищетою разумеют здесь чрезмерное иссушение тела Господня от злострадания. Господь плакал четырежды: 1) когда имел воскресить Лазаря, 2) когда пришли видеть Его Еллины, приходившие ко храму (на поклонение), когда и сказал: душа Моя теперь возмутилась; и что мне сказать? Отче! Спаси Меня от часа сего [[new:in:12:27|(Иоан. 12,27)]], ибо смущение cиe означает плач, как и Апостол о сем говорит довольно ясно: Он во дни плоти своей молитвы и моления к могущему спасать Его от смерти с воплем крепким и со слезами принесши [[new:evr:05:07|(Евр. 5,7)]], и как согласно с сим говорит и истолкователь апостола Павла св. Феофилакт. 3) плакал, когда увидел град Иерусалим издалека, по сказанию Луки: увидев же город заплакал о нем ([[new:lk:19:41|19, 41]]). 4) Когда свидетельствовал об Иyде: сказав cиe Иисус возмутился духом и свидетельствовал и сказал: аминь, аминь, говорю вам, что один из вас предаст Меня [[new:in:13:28|(Иоан. 13,28)]], где и cиe смущение есть плач, как говорит //Божествен. Златоуст//: Сожалея о предателе Господь плакал. По другому изъяснителю, это говорит Господь и об учениках, которых Он почитал, как свои глаза, что и они изнемогли во время страдания, потому что они были еще нищи, и несовершенны до того, что говорили: а мы надеялись, что Он есть тот, который имел избавить Израиля. В историческом значении сии слова относятся и к пленным иудеям, почему и //Симмах// перевел: Око мое истощилось от злострадания, ибо (по словам //Феодорита//) в слезах истощил я глаза мои, будучи принужден от печали плакать. **Воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех **(простирал)** к Тебе руце мои** Всегда, говорит, Я взывал к Тебе, Господи, имея распростертыми в молитве руки, не только о Себе, как человек, но и об учениках Моих и о народе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** Дабы не подумали мы, что Пророк был каменный или железный, сего ради паки повторяет, что печали и скорби его так были жестоки, что на лице и на **очах** его видимы были признаки оных. Ибо **нищета** **очей**, по выражению Еврейскаго языка, означает оскудение очныя влаги от чрезмернаго плача. Откуду заключить можем, коликою скорбию одержим был //Давид//. При всем том свидетельствует, что не был отторжен от Бога. Ибо на всяк **день** взывал к Нему и руки свои простирал к небу, дабы испросить себе помощь: воздеяние рук полагает яко знак вместо означаемыя вещи, о чем пространнее сказано во [[old:ps:072:02|Пс. 27:2]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои** Сильно тяготеет на нем гнев Божий, поэтому от него убегают, как от страшилища, и он – как пленник – не может уйти, явиться публично; поэтому он так настойчиво взывает о помощи (**воззвах к Тебе** и проч.). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** См. Толкование на [[old:ps:087:07#lopuxin_ap|Пс. 87:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои** См. Толкование на [[old:ps:087:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 87:9]] [<10>]