[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 11, 13 **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе** **Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресять?** Объясняет нам причины Своего нисхождения в смерть, как бы так говоря: поскольку и мертвым невозможно было творить чудеса, и врачам воскрешать, **да исповедятся Тебе**; а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то Я, Отче, вменен Поэтому с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают **в земли забвенней,** воскреснув, познали опытом чудеса Твои, и те, которые издревле во тьме, повидали истину Твою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе** Здесь Он обращается к Отцу, желая показать нам причины, почему было необходимо Его сошествие к умершим. Последнее заключаются в том, что Бог не творит чудес для мертвых: не посылает на них ни молний, ни грома, не производит ни внезапной бури и не­настья из ясной погоды, ни ведра из ненастья, ни других чудес, какие представляет природа живущим. Не воскресят мертвых и врачи, чтобы видеть эти чудеса. Каким же образом могут испове­даться, каким образом могут спастись те, которые умерли в не­верии, не слышали ни закона, ни пророков, и не повиновались им? Дальнейшему пророк предпосылает перемену тона, так как Дух (Св.) на время прервал его песнопения, хотя речь продолжается о том же самом домостроительстве. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе** Пока еще я жив, говорит Пророк, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачество имеет эту силу? ===== Евфимий Зигабен ===== **Еда мертвыми **(разве для мертвых)** твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе** Сими словами Господь показывает, что, по закону человеческой природы, Он боится смерти, почему и просит о продолжении еще жизни. Так и в Евангелии говорит: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия [[new:mf:26:39|(Матф. 26,39)]]. Сии слова (Давида) согласны с сказанными в [[old:ps:029:10|29]]-м псалме: будет ли исповедываться Тебе персть? Или возвестит истину Твою? где и ищи. Итак Он говорит: неужели Ты, Отец Мой, сделаешь чудеса для бесчувственных мертвецов, как делаешь оные для живых? Или врачи воскресят мертвых и они воставши будут прославлять Тебя? Без сомнения нет; но живые люди, которые понимают такие чудеса и за оные благодарят Тебя. Слова //Афанасия//: Здесь показывает нам причины нисхождения его к смерти, говоря как бы так: поелику невозможно ни для мертвых производить чудеса, ни для врачей воскрешать, чтобы исповедывались Тебе, ни для находившихся в погибели познать истину: то посему Я, Отче, причислен к пребывающим в аде, дабы те, которые обитают в забвенной земле, воскресши испытали чудеса Твои, и те, которые некогда были во тьме, возвещали истину Твою. Слова безъимеиного: Некто, говорит, не расскажет отчаянным о милости Твоей, возвещаемой живым, ни погибельным т. е. творящим дела, ведущие в погибель—истину Твою. Ибо рассказывают о милости тем, которые обыкновенно получают милость, а сии суть милующие ближних. Ибо блаженны, говорит, милостивые, потому что они будут помилованы; и истину не в погибели, но перешедши из оной во спасение; а тьма суть те, которыми овладело чрезмерное зло и невежество. Далее земля забвенная есть сердце исполненное терний удовольствий и житейских забот. Итак, как могут быть таковыми познаны чудеса истины, т. е. правда, которая есть деятельная и нравственная добродетель. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 11-13 **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней** Сими словами означает, что ежели Бог ныне не ускорит приити к нему с Своею помощию, то в другое время не приидет, поелику не далеко уже от смерти отстоит: и что сия есть последняя минута, по прошествии которой не будет уже случая к поданию помощи. Итак вопрошает, доколе будет медлить Бог, или хощет из **мертвых** чудесно воскресить его? Сими словами не время предписывает Богу к подаянию помощи (ибо тем обидел бы Его); ниже о воскресении **мертвых** сумневается, но просто продолжения жизни просит, как бы так говоря: пока я жив еще, покажи мне Твои **чудеса**, ибо когда умру, не увижу их. Паки, когда вопрошает, **еда** мертвии востанут и восхвалят Тя? и паки, **еда повесть кто во гробе милость Твою**? не то разумевает, аки бы **мертвые** не имели чувств или бы по смерти в ничто обращались, как превратно толкуют изуверы, но продолжает вышереченную мысль, то есть, что самое благоприятнейшее к помощи время есть то, когда люди, будучи живы, в бедствиях своих взывают к Богу, нежели то, когда они уже умерли, и что лучше помогать живым, нежели воскрешать **мертвых**. Ибо Бог создал мир сей на подобие феатра с тем, дабы пред живыми людьми доказать ту любовь, какую имел Он к человеческому роду. Кратко сказать, //Давид// умословствует по общему благочестивых разсуждению, то есть, что Бог не хощет, хотя и может, чтоб **мертвые**, лежащие **во гробах**, были свидетелями и проповедниками благости Его. **Истину** соединяет с **милостию**, дабы показать, что Бог, избавляя рабов Своих от напастей, тем самым доказывает, что Он в обещаниях Своих верен: а к обещаниям не по чему иному расположен, как токмо по единой Своей **милости**. Следующия за сим слова, **еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя, в земле забвенней**? сказаны в таком же разуме, в каком и предыдущия. Под именем **тьмы** разумеется **гроб**, а под именем **земли** забвенныя, состояние людей по смерти. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе** Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его от опасности смерти, сохранил ему жизнь, так как мертвым Он не совершает уже чудес Своей благости, и врач не может уже умершего призвать к жизни для прославления Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней** //Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле?// Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле (//"во мраке, в земле забвения"// - т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле - воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–13 **Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней** Повторив еще раз свое молитвенное воззвание к Господу Богу [[(old:ps:087:10|ст. 10]], а выше [[old:ps:087:02|ст. 2-3)]], псалмопевец в вопросительной форме выражает чувства своей глубокой веры в помощь Божию. К Тебе, Господи, взываю, как бы так говорит он, и надеюсь, что Ты не лишишь меня Своей милости. Но ведь я уже почти мертв, так неужели (**еда**) **Ты творишь чудеса** над **мертвыми**! И разве **могут врачи воскресить **их (т.е. умерших), чтобы эти последние могли снова исповедовать Тебя (**и исповедятся Тебе**)? Разве (**еда**) после того, как я погибну (**в погибели**) и буду **во гробе**, возвестит мне кто-нибудь** милость и истину Твою**? Разве в могильном мраке (**во тме**), в этой стране забвения (**в земли забвенней**), можно видеть **чудеса Твои**? Нет, после смерти исповедание Бога, для нераскаявшихся при жизни на земле, не будет полезно, тогда никто не возвестит им **милости** Божией, тогда для каждого человека наступает время воздаяния, а не покаяния или исправления [[new:lk:16:25|(Лк. 16:25)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]