[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вскую, Господи, отрееши душу Мою? отвращаеши лице Твое от Мене** Так Христос молился за народ израильский; Иудеи же по чрезмерности злобы своей оказываются недостойными спасения, как бы недействительною соделав молитву Христову о них. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вскую Господи отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене** Христос говорил это как принявший наше лицо, которое Бог отверг за преслушание, равно как Он отвратил и душу нашу, обвинявшую Творца в том, что причинила сама своим преступлением. Но Христос вопрошает об этом не по неведению, а чтобы показать, что после принесенного Им за всех оправдания Бог уже не отвергает нас. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вскую Господи отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене** Итак почему же отсылаешь меня, Владыка? Почему не уделяешь мне благоснисходительности Твоей? ===== Евфимий Зигабен ===== **Вскую, Господи, отрееши душу мою? Отвращаеши лице Твое от мене** Сии слова, сказываемые от лица Христа, согласны с теми, которые содержатся в [[old:ps:021:02|21]]-м псалме, т. е. Боже, Боже мой! внемли мне, для чего Ты оставил меня, также с сими: Боже мой! воззову во дни и не услышишь меня. Сиe говорит Господь и о нас, которые были прежде отвержены от Бога за грехи наши. Душею Господь называет здесь и свою душу и каждого человека и собою называет каждого из нас. Почему, говорит, Отец, еще отвергаешь и отвращаешься людей, ибо Я за всех страдаю и плачу за них должную цену наказания? Слова //Афанасия//: Господь молится за народ, а те, которые по причине чрезмерной порочности оказываются недостойными спасения, делают молитву Его о них, как бы бессильною. //Дидима//: Сии слова: для чего Ты отвергаешь душу мою, когда Я ни в чем не согрешил, приличествуют дерзновению Иисуса. Итак, приняв ее, спаси тех, о которых молюсь Тебе, и осияй их лицем Твоим. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15-19 **Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от Мене? Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи твои, устрашения твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** Хотя жалобы сии при первом воззрении являют, что скорбь Давидова осталась без всякаго утешения, но в самом существе оне содержат скрытныя молитвы. Ибо добрый //Давид// не любопрится надменно с Богом, но со слезами просит пособия бедствиям своим. Таковый род жалобы по справедливости можно почесть между теми воздыханиями неизглаголанными, о которых //Павел// упоминает в послании к Римлянам [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]. Ежели бы в самом деле мнил Пророк, что он презрен и отвержен, то не продолжал бы молиться: но он износит здесь на среду мудрование плоти, с которым сильно боролся, дабы самым делом доказать, что он не напрасно молился. Следовательно, хотя псалом сей не возсыланием благодарения заключается, но плачевною жалобою оканчивается, так как бы не было никакого места милости у Бога, однако не меньше прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо и сам Пророк не преставал полагать воздыхания свои в недра Божии, хотя и не видел желаемаго успеха: да и в начале не нарекл бы Бога виновником спасения своего, ежели бы ничего не надеялся получить от Него. Оныя слова, **в трудех от юности моея**, означают те многотрудные и тяжкие опыты, которым еще с младых лет подвержен был //Давид//. Сия мысль в Еврейском тексте еще сильнее выражена так: испущаю дух от удручения Твоего. А сие означает то же, как бы у Пророка от удручения Божия ежеминутно душа из тела выходила. Откуду заключаем, что подвиги сии, а с ними купно соединенные страхи и трепеты, о которых вскоре упоминает, не кратковременны были, как сам изображает чрез слово **весь день**. А как нет ничего страшнее мысли сея, что Бог гневается на нас, то не без причины скорбь свою сравнивает с потопом, откуду и недоумение производит, глаголя: понесох страхи Твоя, и недоумеваю. Ибо нельзя статься, чтоб чувствование гнева Божия сильным безпокойством не колебало духа его. Но здесь встречается вопрос, каким образом можно согласить таковое колебание с верою? Ибо когда человек находится в недоумении и нерешимости, отчего и туда и сюда колеблется, то кажется, что вера в таком человеке совсем угасла. Но опыт научает нас, что вера, находяся в таковых колебаниях, как судно в волнах, часто возникает; а ежели когда и утопает, однако хранится сокрыта. Почему и //Давид//, коликия бури ни воставали на него, всегда защищался тем, что Бог пребывает верен, и никогда рабов Своих не оставляет. Прочия слова поелику ясны, или протолкованы инде, то здесь оставлены без толкования. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице Твое от мене** Отчего же Бог так долго не внемлет Его молитве? **Вскую, Господи, отрееши душу мою**, т.е. желание души моей, открывающееся в молитве. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от мене** См. Толкование на [[old:ps:087:14#lopuxin_ap|Пс. 87:14]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от мене** См. Толкование на [[old:ps:087:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 87:14]] [<10>]