[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его** **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен.** Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он:// Аз есмь Истина// ([[new:in:14:06|Ин. 14,6]]), и: //прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь// ([[new:in:08:58|Ин. 8,58]]): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: //Ты ecu Христос, Сын Бога живаго// ([[new:mf:16:16|Мф. 16,16]]); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают: //воистину Божий Сын ecи// ([[new:mf:14:33|Мф. 14,33]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его** Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: //«удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня»// [[old:iov:13:21|(Иов.13:21)]]. Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что //"блаженны все, боящиеся Господа»// [[old:ps:127:01|(Пс.127:1)]]. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его** Говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия. Человек! благоговейно прикройся смирением. //**Аскетические опыты. Часть I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его** **Страшен есть над всеми окрестными Его** Если угодно, исследуем и что значит **окрест Его**. Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: //В шуйце же ея богатство и слава// [[old:pr:03:16|(Притч. 3:16)]]; под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу. Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог прославляемь в совете Святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его** Поелику упомянул о богах недействительных, у злочестивых же неведом был Бог истинно сущий; то кстати сказал о Святых, которыми песнословится истинный Бог, и для которых Он страшен, потому что приближаются к Нему, и познают неизреченную силу Его. Советом же Святых наименовал здесь сонм Святых. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его** Советом Давид называет здесь собрание святых, как мы сказали и в первом псалме, изъясняя слова: ни грешники на совет праведных; поелику в собрании святых Бог прославляется и воспевается. Итак Давид говорит, что Бог, прославляемый в собрании святых, велик и страшен для святых; так как они окружают Его, приближаясь к Нему посредством единения чрез добродетели. Бог велик и страшен для святых, потому что они знают в точности неизреченную силу и преимущество Божие. И святыми мы называем небесные силы, как находящиеся так же окрест Бога. Или, по словам святого Максима, можно понимать и иначе. Кто окружается, тот имеет впереди и сзади себя, и с правой и с левой стороны своей окружающих его. Итак поелику и Бог имеет окружающих Его людей; то сзади Его мы должны представлять тех, которые последуют Ему деятельною добродетелью, с левой стороны тех, которые духовно совершили естественное созерцание; так говорит о премудрости книга притчей: а в левой руке ее— богатство и слава [[old:pr:03:16|(Прит. 3,16)]]. А впереди Бога те, которые, по чрезвычайной любви к божественной красоте, удостаиваются наслаждения Богом лицем к лицу и вследствие сего обоготворяются. Другой говорит: И просто окрест Бога святые суть, которых не отделяет от Него грех, сделавшись между ними средостением и посредствующим расстоянием. Для них Бог велик по причине высоты ума, и страшен по опасению отпадения. Слова //Eвceвия//: Бог страшен над всеми окружающими Его; ибо, стоя посреди их и сопровождаясь ими, назван прославляемым, великим и страшным для них, как приближающихся к Нему и познающих неизъяснимую Его силу. Он страшен и для противников, как угрожающий им казнями и подвергающий оным оставляющих божественные повеления Его. //Дидим//: Как неразумные соблазняются тем, что видят Его в образе раба и слышат слова Его: прежде нежели Авраам был, Я есмь; так напротив того святые прославляют и называют Его великим и страшным: и это видно из того, что //Петр// как бы устами всех говорит: Ты Христос, Сын Бога живого. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его** См. Толкование на [[old:ps:088:07#arxiep_irinej_klementevskij |Пс. 88:7]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его** **В совете**, в тайном совете, какой Бог держит с ангелами, знающими Его тайны [[old:iov:01:06|(Иов. 1:6;]] [[old:iov:02:01|2:1)]]; в этом совете, в котором ангелы получают сведения о благодатных определениях Божиих, они прославляют Его; **окрестные** – ангелы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его** См. Толкование на [[old:ps:088:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:6]] [<10>]